По данным Минэкономразвития, в 2023 г. число внутренних туристических поездок превысило 79 млн, а численность работников индустрии достигла 1,1 млн человек.
Исходя из целей национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства», планируется к 2030 г. увеличить число поездок по стране до 140 млн в год, а число рабочих мест в индустрии — до 1,5 млн человек. Ожидается, что вклад туризма в ВВП России вырастет вдвое — до 5%.
Одной из главных проблем сегодня становится рассогласование растущей роли и значения туризма и реальной нехватки кадров в отрасли. Авторы доклада подсчитали, что по итогам II квартала 2024 г. в индустрии туризма и гостеприимства не хватает более 108 тыс. человек всех уровней: от высшего менеджмента до линейного персонала. С учетом целей нацпроекта, потребность в кадрах составит не менее 400 тыс. человек сверх тех, что заняты сейчас, из которых 320 тыс. — это сотрудники гостиничной сферы и 80 тыс. — туристического сервиса. В списке самых востребованных специальностей — работники турагентств и туроператоры, сотрудники отелей, а также гиды, инструкторы-проводники, экскурсоводы, сотрудники общепита и т.д. Сейчас наблюдается большой разрыв между спросом и предложением. Только за последние 2 года (2023–2024) количество вакансий в туриндустрии увеличилось на 21%, число активных резюме сократилось с 5,2 на одну вакансию в 2023 г. до 3,4 на одну вакансию в 2024 г.
Авторы доклада выделили три ключевых действия, которые помогут решить кадровую проблему отрасли: повышение престижа индустрии гостеприимства, улучшение условий работы и изменение подготовки специалистов для повышения качества сервиса.
Чтобы учить студентов с востребованным набором компетенций, необходимо уйти от модели догоняющей роли образования и готовить специалистов в тесной связке с работодателем. В качестве эффективных инструментов для ускорения процесса обучения и повышения его качества эксперты предлагают использовать модульную систему обучения, гибкое планирование производственных практик, создание учебных гостиниц (пространство для стажировок, максимально приближенное к реальности), проведение гостевых лекций экспертами-практиками, а также расширить участие колледжей в федеральном проекте «Профессионалитет».
«Чтобы подготовить квалифицированных специалистов, образовательные учреждения должны быть инкорпорированы в будущую рабочую среду студентов, где они смогут практиковаться во время обучения. Это позволит выпускникам претендовать на более высокие позиции после получения диплома», — отметил доктор педагогических наук, профессор, и.о. ректора РГУТИС Амбарцум Галустов.
Сегодня специалистов индустрии туризма и гостеприимства обучают в 250 вузах и 1,5 тыс. колледжей, а количество выделенных бюджетных мест в этом году составило свыше 73 тыс. Всего на всех программах этого направления сейчас обучается 330 тыс. человек.
Важную роль играет и выравнивание зарплат с другими отраслями. Сейчас отрасль проигрывает конкуренцию за сотрудников. На начало 2024 г. средняя заработная плата в гостиничном бизнесе составила 55 тыс. руб., в то время как средняя зарплата в России — 75 тыс. рублей.
Авторы доклада отмечают необходимость трансформации имиджа самой профессии в сфере туризма и ухода от роли обслуживающего персонала. «Туризм можно охарактеризовать не только как экономику впечатлений, но и как индустрию счастья», — считает генеральный директор АНО «Центр компетенций в сфере туризма и гостеприимства», заведующая кафедрой управления в сфере туризма и гостиничного бизнеса РАНХиГС Санкт-Петербург Марина Морозова.
К тому же сама индустрия находится на стыке многих отраслей, что тоже может помочь в решении кадрового вопроса и развитии индустрии. «Просто построить отель уже недостаточно. Важно наполнять гостиничные объекты развлечениями, сервисами, функционалом. Будущее — за большими кластерами и комплексным развитием территорий, которое значительно важнее, чем просто развитие туризма. А для этого нужны самые разные специалисты», — отмечает президент Общенационального союза индустрии гостеприимства (ОСИГ) Алексей Волков.
Развитие внутреннего туризма отразилась и на форматах отдыха. По данным АНО «Национальные приоритеты», в число популярных туристических направлений вошли гастрономический туризм, экотуризм, автотуризм и отдых в глэмпингах. На формат отдыха влияет и сезон. Летом (май—сентябрь) популярен отдых на море, в холодное время года (октябрь—май) — оздоровительный и прочие виды туризма.
Растет популярность отдыха выходного дня. За последний год в такие однодневные туры в соседние регионы отправлялись 47% респондентов из отчета, а 73% — планируют совершить такие поездки. Прибавил в весе автотуризм и самостоятельные путешествия. Всё больше россиян сами планируют отдых и составляют маршруты. Для этого вида путешественников, согласно концепции развития автотуризма, к 2035 г. будет создана инфраструктура для путешествий на автомобиле, новые маршруты и места отдыха.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag