Директор аналитического центра «Яков и партнеры»
Эксперт
Историки находят первые упоминания концессий еще в древней Персии, Римской империи и Вавилонском царстве. Однако реальное влияние на экономику механизм концессии обрел в процессе индустриализации. Например, строительство железных дорог в большинстве европейских стран велось именно на условиях концессий. Аналогичные примеры можно было найти в царской России: для строительства железных дорог создавались акционерные общества, которые затем заключали с государством концессионные соглашения и привлекали внешнее финансирование.
Первая российская концессия была связана с строительством Царскосельской железной дороги. Инвесторами стали австрийский инженер Франц Герстнер и российские частные лица, профинансировавшие строительство первой чугунки длиной 27 км между Петербургом и Царским Селом стоимостью 5 млн руб. А самой крупной концессией стало создание Главного общества российских железных дорог (ГОРЖД) с уставным капиталом 250 млн руб. при правительственных гарантиях. В состав ГОРЖД вошли российские и французские предприниматели, а также французский банк Credit Mobilier. Во время бума железнодорожного строительства в 1870–1880-х годах в Российской империи было выдано 53 концессии на строительство 23 тыс. км дорог.
В СССР также действовал комитет по концессиям и их было заключено более 300, но заключались они не на инфраструктуру, а на промышленные и ресурсодобывающие предприятия с иностранными компаниями для обеспечения ускоренной индустриализации. Законодателем мод в современном понимании ГЧП стала Великобритания. Так, в 1992 году правительством Великобритании была введена Частная финансовая инициатива (Private Finance Initiative, PFI). Она выступала в качестве механизма привлечения частных инвестиций для финансирования строительства и управления объектами социальной инфраструктуры, такими как больницы, школы и дороги. Цель PFI заключалась в повышении эффективности и качества государственных услуг за счет привлечения частного сектора.
Представляет интерес и опыт применения ГЧП в Мексике. Столкнувшись с невысокими показателями работы Национальных железных дорог Мексики, сильной конкуренцией со стороны коммерческого автотранспорта и финансовым кризисом 1994–1995 годов, правительство решило допустить частный сектор к эксплуатации национальных железных дорог. В период с 1996 по 1999 год были предоставлены три крупные концессии на главные железнодорожные линии и ряд концессий на короткие линии. В результате концессий правительство Мексики получило около $3 млрд (в ценах 2014 года). По эффективности эксплуатации мексиканские железные дороги сейчас сопоставимы с североамериканскими, которые имеют лучшие показатели в мире. Объемы перевозок удвоились с 1995 по 2015 год, а доля железнодорожных компаний на рынке по сравнению с автотранспортными предприятиями выросла с 19% до 25%.
Одной из самых успешных концессий в сфере водоснабжения и канализации стала концессия в аргентинской столице Буэнос-Айрес 1992 года. Она же, кстати, является одной из самых продолжительных в мире. Победивший в тендере консорциум предложил проект, охватывающий территорию, на которой проживало 70% населения города. Концессионер ежегодно вкладывал более $200 млн (в ценах 1996 года) в строительство и модернизацию, в результате чего в кратчайшие сроки были построены новые линии и подключены новые потребители. Как итог производительность труда на объектах удвоилась, а тарифы для жителей удалось снизить.
С 1990-х годов география ГЧП расширилась и перешла на развивающиеся страны.
В период с 2007 по 2010 год мировые инвестиции в концессии составляли в среднем $15 млрд в год, и почти все эти средства распределялись между десятком развивающихся стран
Например, в электроэнергетике 53% всех мировых инвестиций приходилось на долю Бразилии, Китая, Аргентины, Филиппин и Индонезии. В сфере водоснабжения до 77% мировых концессионных инвестиций пришлось на Аргентину, Филиппины, Малайзию, Турцию и Мексику.
В России ГЧП действует с 2005 года. Так, в 2023-м объем инвестиций в ГЧП-проекты составил 955 млрд руб., что более чем в два раза превышает объем 2021 года, а доля частных средств составила 64%
В то же время сегодня по мере роста экономики государство ставит амбициозные цели в сфере инфраструктурных проектов, при реализации которых трудно обойтись без поддержки со стороны бизнеса. Поэтому мы ожидаем, что в будущем спрос на ГЧП-проекты будет только возрастать.
Однако для масштабирования ГЧП-механизма в стране важна поддержка государственных институтов. Сегодня в России эту роль на себя берет ВЭБ.РФ. У них есть достаточные компетенции благодаря опыту «Фабрики проектного финансирования», также они разрабатывают комплекс мер развития ГЧП-отрасли. ГЧП и концессии играли важную роль на протяжении экономической истории практически во всех регионах мира и имеют шансы получить такой же уровень признания и в России.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag