Интервью

Прорыв в партнерстве с государством

Как ГЧП влияло на экономику развивающихся стран

Прорыв в партнерстве с государством
Концессия как наиболее распространенный механизм государственно-частного партнерства (ГЧП) позволяет сбалансированно учитывать интересы как государства, так и частного инвестора. Государство сохраняет контроль над важными активами, прежде всего недвижимостью, получая при этом инвестиции и услуги эффективного управления от частного сектора. Самые развитые формы ГЧП, такие как концессии, стали основой для ускоренного развития инфраструктуры во многих странах мира.
Геннадий Масаков
Геннадий Масаков

Директор аналитического центра «Яков и партнеры»

Андрей Строгонов
Андрей Строгонов

Эксперт

Историки находят первые упоминания концессий еще в древней Персии, Римской империи и Вавилонском царстве. Однако реальное влияние на экономику механизм концессии обрел в процессе индустриализации. Например, строительство железных дорог в большинстве европейских стран велось именно на условиях концессий. Аналогичные примеры можно было найти в царской России: для строительства железных дорог создавались акционерные общества, которые затем заключали с государством концессионные соглашения и привлекали внешнее финансирование.

Первая российская концессия была связана с строительством Царскосельской железной дороги. Инвесторами стали австрийский инженер Франц Герстнер и российские частные лица, профинансировавшие строительство первой чугунки длиной 27 км между Петербургом и Царским Селом стоимостью 5 млн руб. А самой крупной концессией стало создание Главного общества российских железных дорог (ГОРЖД) с уставным капиталом 250 млн руб. при правительственных гарантиях. В состав ГОРЖД вошли российские и французские предприниматели, а также французский банк Credit Mobilier. Во время бума железнодорожного строительства в 1870–1880-х годах в Российской империи было выдано 53 концессии на строительство 23 тыс. км дорог.

В СССР также действовал комитет по концессиям и их было заключено более 300, но заключались они не на инфраструктуру, а на промышленные и ресурсодобывающие предприятия с иностранными компаниями для обеспечения ускоренной индустриализации. Законодателем мод в современном понимании ГЧП стала Великобритания. Так, в 1992 году правительством Великобритании была введена Частная финансовая инициатива (Private Finance Initiative, PFI). Она выступала в качестве механизма привлечения частных инвестиций для финансирования строительства и управления объектами социальной инфраструктуры, такими как больницы, школы и дороги. Цель PFI заключалась в повышении эффективности и качества государственных услуг за счет привлечения частного сектора.

Представляет интерес и опыт применения ГЧП в Мексике. Столкнувшись с невысокими показателями работы Национальных железных дорог Мексики, сильной конкуренцией со стороны коммерческого автотранспорта и финансовым кризисом 1994–1995 годов, правительство решило допустить частный сектор к эксплуатации национальных железных дорог. В период с 1996 по 1999 год были предоставлены три крупные концессии на главные железнодорожные линии и ряд концессий на короткие линии. В результате концессий правительство Мексики получило около $3 млрд (в ценах 2014 года). По эффективности эксплуатации мексиканские железные дороги сейчас сопоставимы с североамериканскими, которые имеют лучшие показатели в мире. Объемы перевозок удвоились с 1995 по 2015 год, а доля железнодорожных компаний на рынке по сравнению с автотранспортными предприятиями выросла с 19% до 25%.

Одной из самых успешных концессий в сфере водоснабжения и канализации стала концессия в аргентинской столице Буэнос-Айрес 1992 года. Она же, кстати, является одной из самых продолжительных в мире. Победивший в тендере консорциум предложил проект, охватывающий территорию, на которой проживало 70% населения города. Концессионер ежегодно вкладывал более $200 млн (в ценах 1996 года) в строительство и модернизацию, в результате чего в кратчайшие сроки были построены новые линии и подключены новые потребители. Как итог производительность труда на объектах удвоилась, а тарифы для жителей удалось снизить.

С 1990-х годов география ГЧП расширилась и перешла на развивающиеся страны.

В период с 2007 по 2010 год мировые инвестиции в концессии составляли в среднем $15 млрд в год, и почти все эти средства распределялись между десятком развивающихся стран

Например, в электроэнергетике 53% всех мировых инвестиций приходилось на долю Бразилии, Китая, Аргентины, Филиппин и Индонезии. В сфере водоснабжения до 77% мировых концессионных инвестиций пришлось на Аргентину, Филиппины, Малайзию, Турцию и Мексику.

В России ГЧП действует с 2005 года. Так, в 2023-м объем инвестиций в ГЧП-проекты составил 955 млрд руб., что более чем в два раза превышает объем 2021 года, а доля частных средств составила 64%

В то же время сегодня по мере роста экономики государство ставит амбициозные цели в сфере инфраструктурных проектов, при реализации которых трудно обойтись без поддержки со стороны бизнеса. Поэтому мы ожидаем, что в будущем спрос на ГЧП-проекты будет только возрастать.

Однако для масштабирования ГЧП-механизма в стране важна поддержка государственных институтов. Сегодня в России эту роль на себя берет ВЭБ.РФ. У них есть достаточные компетенции благодаря опыту «Фабрики проектного финансирования», также они разрабатывают комплекс мер развития ГЧП-отрасли. ГЧП и концессии играли важную роль на протяжении экономической истории практически во всех регионах мира и имеют шансы получить такой же уровень признания и в России.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 6 мар 07:36
Как устроены механизмы проектного финансирования в России
Свежие материалы
Как создать ChatGPT за $450
Технологии,
Синтетические данные и дообучение делают ИИ дешевле
Деньги перетекают в ПИФы
Финансы,
Чистый приток средств в паевые инвестиционные фонды в 2024 году вырос в 3,5 раза
Чего стоит ждать от визита Михаила Мишустина во Вьетнам
Экономика,
Глава кабмина проложит дорогу туристам и мирному атому