— Насколько критичным для российского кинопроизводства оказался кризис в отношениях с западными партнерами?
— Мы не скрываем, что для нас это обернулось существенными финансовыми потерями, поскольку в своих стратегических планах наша команда делала существенную ставку на экспорт. У «Союзмультфильма» были крупные зарубежные партнеры, однако сейчас эти сделки либо разорваны, либо заморожены.
Нам пришлось очень быстро перестраиваться и осваивать те рынки, на которых мы не работали раньше: Китай, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Латинская Америка.
Да, есть и определенные бонусы от ухода западных мейджоров — это позволило аудитории распробовать российский контент, и как следствие — прокатный успех целого ряда российских фильмов, сопродюсером которых выступил «Союзмультфильм»: «Чебурашка», «Бременские музыканты», «Летучий корабль», «Сто лет тому вперед». К плюсам также можно отнести разворот лицензионного рынка в сторону популярных российских брендов. Можно сказать даже, что спрос превышает предложение.
— Как развивается сотрудничество со странами Глобального Юга — продажа контента, франшиз, организация совместного кинопроизводства? Какого типа контент наиболее востребован у нынешних зарубежных партнеров.
— Довольно успешно организовано сотрудничество с Ближним Востоком, где контент «Союзмультфильма» доступен в ротации на всех важнейших медиаресурсах. Есть множество точечных сделок с компаниями из Юго-Восточной Азии, особый интерес к нашему контенту в последнее время проявляют Тайвань, Индонезия, Вьетнам.
Например, «Ну, погоди! Каникулы» прошел на канале VSTV во Вьетнаме с очень высокими рейтингами, и теперь они ждут на закупку новые сезоны. Аудитория этой страны была знакома с приключениями Волка и Зайца еще с советских времен, и перезапуск был встречен с большим энтузиазмом
Важным со стратегической точки зрения рынком для нас является Китай, ведь стоимость лицензионных сделок там превышает все остальные вышеупомянутые страны в разы. Там мы работаем в основном со стримингами, в том числе с лидерами рынка Tencent и Youku. В целом география дистрибуции нашего контента насчитывает сейчас свыше 80 стран.
Что касается востребованности наших мультфильмов, то ей способствует традиционность отражаемых в них семейных ценностей, что очень важно, если вы идете на восточные рынки.
Все мы видим, что крупные зарубежные производители сделали поворот в сторону экстремальной инклюзивности, и это вызвало большое недовольство на том же Ближнем Востоке вплоть до писем с претензиями в адрес мировых стриминговых платформ. На этом фоне контент из России оказался очень к месту, особенно сейчас, когда медиаресурсы и инфраструктура кинопроизводства в ряде стран Ближнего Востока начали стремительно развиваться
Есть и сложности, связанные с тем, например, что рынки азиатских стран квотируют иностранный контент. Аудитория там очень заточена смотреть то, что основано на национальной, самобытной основе, и в этой связи мы сейчас исследуем вместе с партнерами перспективы совместного производства.
— Что в большей степени востребовано у российских зрителей — продолжения и перезапуски известных советских мультфильмов и мультсериалов или новые идеи?
— Я скажу так: востребован качественный контент, основан он на классике или нет — имеет значение только на старте. Естественно, перезапуски привлекают больше внимания. Это, кстати, может являться и утяжеляющим фактором: проект может на долгие годы стать заложником стереотипных ожиданий.
Сейчас однозначно в топах детских телеканалов два наших мультсериала — «Простоквашино» и «Оранжевая корова». Один связан с классикой, другой абсолютно оригинальный. Важно, чтобы проекты были живыми, росли и развивались вместе со своими зрителями. И не важно, перезапуск это или оригинальный проект.
— Какие этапы работы над мультфильмами являются самым времязатратными: придумывание сценария, создание визуальных образов, собственно техническая реализация замысла?
— Наверное, самый продолжительный по времени процесс — это первоначальная разработка проекта. В анимационной индустрии во всем мире сейчас очень ценятся те авторы, которые могут создавать и разрабатывать анимационные вселенные. То есть не просто мультсериал, а объемный мир вокруг него, который можно развить в сторону спин-оффов, компьютерных игр, офлайновых проектов. Это очень редкий талант. На разработку самого мира, вселенной проекта, его библии, где описаны правила этого мира, система взаимоотношений персонажей, основных образов, поиск их визуального выражения может уйти много времени. Это закладка основ.
Мы ищем и свои оригинальные технологические решения. Так, например, в этом году на экраны выйдет фильм «Формула воды» — мы создали его вместе с нашими партнерами студией Magic Factory — и вот в его производстве применялось решение, которое основано на движке для компьютерных игр. Если мы освоим эту технологию, то сможем производить быстрее без потери качества.
![Контент из России оказался очень к месту Контент из России оказался очень к месту](/upload/medialibrary/d3a/mlfvjpa83wds1ti2ymfqzh607pbplgpq.jpg)
— Какие технологические решения в мультипликации сейчас в тренде, а какие, наоборот, устарели или устаревают?
— В анимации, как думаю, и во всех отраслях многие процессы происходят циклично. Какие-то техники могут уйти на второй план, а потом вновь вернуться в более высокотехнологичной версии. Так было, например, с кукольной анимацией, которая сейчас может взаимодействовать с компьютерной графикой, расширяя свои возможности. Еще лет пять назад российская анимация вслед за всем миром переживала бум на 3D, сейчас мы гораздо чаще видим 2D-проекты. Студии активно применяют технологию захвата движения, экспериментируют с искусственным интеллектом. На «Союзмультфильме» мы уже сейчас используем его для визуализации эскизов, тестовой анимации, восстановления и подготовки классических картин к цифровому показу, смотрим, какие еще есть возможности у этого инструмента.
Это что касается именно коммерческого сектора, а если мы говорим об авторской, фестивальной анимации, которая также широко представлена на современном «Союзмультфильме», то здесь можно увидеть целую россыпь самых разных техник: и различные виды перекладки, и работы маслом по стеклу, и эксперименты с пластилином.
— Какие национальные школы мультипликации в мире сейчас наиболее успешны и/или качественны?
— Конечно, такие страны, как США, Франция, Япония, имеют развитые анимационные индустрии со своей мощной историей и оказывают сильное влияние на то, что происходит в мировом контексте. Собственно, первые образцы союзмультфильмовской анимации 30-х годов XX века во многом копировали стилистику Disney того времени. На выработку собственного почерка ушли годы.
И все же отечественная анимация прошла уникальный, отличный от опыта западных компаний путь. В советские годы она находилась на полном гособеспечении, что позволило наработать богатство техник, авторских школ. Благодаря такому феноменальному пути именно «креативная мышца» — сильное место всей отечественной анимации. Конечно, в некоторых регионах своя специфика — есть, например, самобытная уральская анимационная школа, есть много замечательных знаменитых авторов, которые вышли из коллектива легендарной студии «Пилот». Кроме того, сейчас в связи с бурным развитием анимации студии начали появляться по всей стране. Работает над своим стилем дальневосточная анимация во главе со студией «Мечталет», набирают силу якутские коллеги. Надо сказать, что, помимо креатива, наши студии научились в последние годы выстраивать индустриальные модели, что в целом также способствовало росту отрасли.
![Контент из России оказался очень к месту Контент из России оказался очень к месту](/upload/medialibrary/30e/39qzneeeeyk27x1gvji3ddmkjpx0dez6.jpg)
— Каково соотношение значимости каналов дистрибуции российских мультфильмов: стриминги, видеохостинги, традиционное телевидение, кинопрокат? Каковы главные вызовы в вопросах дистрибуции?
— Что касается кинопроката, мы видим колоссальный спрос на отечественные семейные игровые и анимационные фильмы. В этом году суммарно подобные проекты собрали уже свыше 1 млрд руб. — я говорю о таких лентах, как «Летучий корабль», «Сто лет тому вперед», «богатырской» саге студии «Мельница». Основная аудитория кинопроката сейчас — подростки, молодежь и семьи с детьми, и этот тренд будет развиваться в ближайшие годы. На «Союзмультфильме» мы намерены выпускать по два кинотеатральных релиза в год — как игровых в партнерстве с киностудиями, так и анимационных.
Если же мы говорим о сериалах, то здесь вызовом является выбрать для каждого проекта индивидуальную схему дистрибуции с релевантным соотношением каналов. Например, для дошкольного контента на данный момент ведущим каналом дистрибуции остается телевидение: то, что смотрит малыш, определяют родители, и им проще включить ребенку «Карусель», канал «Союзмультфильма» «Мультиландия» и др. Так точно можно быть уверенным в безопасности просмотра.
В то же время мы видим, как активно растет медиапотребление через видеоплатформы, в том числе среди детей. Если для возраста 6–8 лет соотношение времени, проведенного у телеэкранов и в интернете, составляет 55% к 45%, то после 9 лет потребление сетевого контента начинает играть ключевую роль, достигая 80%. Поэтому видеоплатформы, как платные, так и бесплатные, являются ключевыми каналами дистрибуции для этого сегмента аудитории.
— Какие проекты студии вы считаете наиболее удачными с творческой точки зрения и с точки зрения успеха у зрителей?
— Совершенно точно можно сказать, что такие наши проекты, как «Простоквашино», «Оранжевая корова», запущенные в эфир более пяти лет назад состоялись, приняты зрителем и пришли к успеху. Еще один мультсериал для подростковой аудитории — «Приключения Пети и Волка» — выстрелил благодаря стриминговым платформам, в топы также входит «Ну, погоди! Каникулы».
Ну и нельзя не сказать об авторской анимации «Союзмультфильма», ведь до существующих санкционных ограничений мы получали порядка 35–40 наград национальных и мировых смотров в год, включая высокие международные призы. К примеру, в 2020 году лента Анны Кузиной «Теплая звезда» получила награду престижнейшего фестиваля в Хиросиме.
Да и сейчас в условиях продолжающейся блокады талантливые произведения наших авторов нет-нет да и находят путь к победе, как, например, лента «Носки для звезды» режиссера Ольги Титовой, которая в прошлом году стала лауреатом значимого смотра в Загребе, а в этом году вошла в конкурс фестиваля Golden Monkey Awards CICAF-2024 в Китае. Знаете, мы в нашей отрасли всегда говорим, что анимация — это своего рода гуманитарный мостик, то, что связывает государства, народы вне зависимости от каких-либо событий.