«Что касается самой насущной проблемы — с банковскими взаиморасчетами, то есть шансы на ее решение. Главное здесь — уйти в расчетах от системы SWIFT. Многие региональные банки уже замещают ее на китайский аналог — СIPS. Ее использование для платежей в юанях будет только расширяться», — сказал он по итогам IX Международной конференции «Россия и Китай: сотрудничество в новую эпоху».
Борис Титов напомнил, что по итогам 2023 г. товарооборот между РФ и КНР достиг $240 млрд: китайский экспорт в РФ подскочил на 46,9%, до $111 млрд, импорт из России — на 12,7%, до $129 млрд.
По его словам, в России и Китае по линии Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) реализованы несколько десятков инвестиционных проектов. Среди них — стартапы, в которые РФПИ инвестировал на коммерческих условиях совместно с государственными и частными компаниями КНР. При этом инвестиционное сотрудничество между странами развивается не только на федеральном, но и на региональном уровне.
«Число компаний с китайским капиталом в России превысило 8 тысяч — это уже в три раза больше, чем тех, что остались с немецким капиталом, и в 10 раз больше, чем с американским», — указал председатель комитета.
«Надо признать, что российский бизнес нашел в Китае новый источник поставки оборудования. Думаю, если сегодня нам предложить вернуться за покупками на Запад, этого все равно не произойдет. По большинству видов оборудования Китай для нас просто-напросто выгоднее, чем Европа. Пищевая отрасль, сельхозтехника, дорожная, строительная и еще многое другое», — сказал Борис Титов.
Он добавил, что важной точкой роста послужит и дальнейшее наращивание поставок в КНР российской сельхозпродукции.
«В прошлом году ее экспорт вырос на 44%. Спасибо китайскому руководству, барьеры постепенно устраняются. Еще 5–10 лет назад этой статьи экспорта практически не было. Началось с зерновых, затем мясо птицы, сейчас уже открыты и говядина, и в ближайшее время, надеемся, начнутся первые поставки свинины. Необходимо работать над узнаваемостью российских товаров в Китае, в первую очередь на маркетплейсах. Конечно, сырое мясо там не продают, но для готовой упакованной пищевой продукции это прекрасный и бурно растущий инструмент распространения», — сообщил он.