Интервью

Книжные магазины пожаловались в ФАС из-за цен на маркетплейсах

Книжные магазины пожаловались в ФАС из-за цен на маркетплейсах
Фото: Eliza Ari/Unsplash
Книжные магазины пожаловались в ФАС на демпинг цен на продукцию на маркетплейсах, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на официальное письмо Ассоциации книгораспространителей («Альпина», «Буквоед», «Московский дом книги» и т. д.), направленным в ФАС 15 апреля. В ведомстве подтвердили получение обращения.

Согласно документу, ассоциация попросила ФАС повлиять на исполнение маркетплейсами закона «О защите конкуренции» и запретить Ozon, Wildberries и «Яндекс Маркету» устанавливать предельно низкую и высокую цену на товар и в одностороннем порядке снижать стоимость книг, реализуемых на площадке. По мнению книгораспространителей, «тысячи книжных магазинов» сейчас находятся под угрозой из-за давления со стороны маркетплейсов.

В пресс-службе Wildberries и Russ уточнили газете, что цены на маркетплейсах выставляют продавцы, площадка же может только предложить дополнительную скидку для покупателей за счет собственных средств. В Ozon и «Яндекс Маркете» отказались от комментариев.

В письме говорится, что только в прошлом году было закрыто 220 книжных магазинов, что оказалось в 2,5 раза больше по сравнению с 2023 годом. Сейчас доля продаж через книжные магазины составляет 38%, сократившись в период с 2019 по 2024 год на 29,2%. В то же время продажи книг через маркетплейсы выросли на 31,6%, до 54,5% по итогам 2024 года, отмечают в ассоциации со ссылкой на отраслевой доклад «Книжный рынок России—2024», подготовленный Минцифры.

На рост продаж через онлайн-каналы также указывают книгоиздатели. По данным «Эксмо-АСТ», которые приводит «Коммерсантъ», в 2024 году доля продаж бумажной литературы через маркетплейсы выросла до 46,1%. В издательстве сообщили газете, что группа принимает меры для поддержки книжной розницы: «Мы реализуем гибкую ценовую политику, которая позволяет офлайн-рознице также предлагать скидки и получать бонусы». В «Альпине» от комментариев отказались.

По данным книгопроизводителей, разница в цене на книгу в розничном магазине и на маркетплейсе составляет 30%, а в период проведения акций на маркетплейсах может достигать 50-70%, говорится в письме. По словам исполнительного директора сети магазинов «Моя книга» Алексея Андрианова, розничные книжные «в реальном времени чувствуют, когда маркетплейсы проводят свои акции, ведь наши продажи рушатся в этот момент».

С таким разбросом цен не согласен гендиректор сети «Читай-город — Буквоед» Александр Брычкин. По его словам, с учетом программы лояльности книги могут стоить в магазинах дешевле. «У кого-то из издателей мы получили дополнительные скидки к закупочной цене, по топовым новинкам и бестселлерам снизили процент наценки. Остаются некоторые издатели, которые неохотно идут нам навстречу. По ним разница в ценах может быть существенной», — пояснил он. Гендиректор «Санкт-Петербургского дома книги» Кристина Матвеева также отметила, что в некоторых случаях отпускная цена книги для магазина может быть выше, чем та, по которой книгу приобретает покупатель.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Последние материалы
Управление природой как национальная задача
Мнения,
Третий путь климатической политики
Что становится важнейшим инструментом экономического роста в стране
АИП представил отраслевой обзор «Индустриальные парки России»
Оптимизм растет вместе с рисками
Экономика,
Что стоит за ожиданиями, которыми предприятия поделились с ЦБ