По информации газеты, дополнительные меры борьбы с кибермошенниками разрабатывает Минцифры. По задумке ведомства, векторы — уникальное представление каких-либо данных (текста, изображения, голоса) в числовой форме — будут аккумулироваться на единой антифрод-платформе, при этом согласие на сбор данных мошенников от них самих не потребуется.
Информацию о фактах мошенничества на антифрод-платформу будут передавать органы власти, а также ЦБ, операторы связи, провайдеры хостинга, социальные сети, маркетплейсы и граждане, пишет «Коммерсантъ». Согласно предложенным поправкам, пользоваться этими данными впоследствии смогут Банк России, силовые органы, федеральные органы власти и другие организации.
В Минцифры газете пояснили, что база векторов позволит выявлять звонки мошенников при помощи системы искусственного интеллекта. ИИ-системы операторов будут анализировать вызовы по ключевым словам, которые используют злоумышленники, а также сверять голос звонящего с векторами из базы, объяснил источник «Коммерсанта», знакомый с ходом разработки инициативы. «Если выявлены ключевые слова или произошло совпадение по голосу, то система предупреждает абонента, что он разговаривает с мошенником», — добавил он.
В аппарате профильного вице-премьера Дмитрия Григоренко пояснили «Коммерсанту», что под мошенниками в правительстве понимают «тех, кто ранее привлекал внимание компетентных органов противоправными действиями». Инициатива по сбору данных не коснется обычных граждан, заверили в Минцифры.
По словам главы группы компаний ЦРТ Дмитрия Дырмовского, «вектор — это обезличенная необратимая информация». Он уточнил, что восстановление голоса из вектора невозможно. Об этом же заявил и источник «Коммерсанта» на рынке ИИ: по его словам, векторы голосов нельзя привязать к конкретному человеку. В то же время специалисты по кибербезопасности предупреждают, что «современные технологии деанонимизации позволяют с высокой вероятностью восстановить принадлежность биометрических данных конкретному лицу даже при их обезличивании».
Операторы связи хотя и называют использование векторов голосов мошенников «перспективным», но предупреждают, что эта система может повлечь за собой значительные вложения в вычислительную инфраструктуру. В частности, в «Вымпелкоме» назвали вопрос анализа векторов голоса «непростым техническим решением», а в «МегаФоне» предупредили о масштабных вложениях при «сплошном онлайн-анализе всех телефонных вызовов».
О том, что в России может появиться база биометрических образцов мошенников, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев заявил в середине ноября 2024 г. Он рассказал, что в правительстве обсуждается большой пакет мер по антифроду, в том числе создание базы биометрических образцов мошенников или внедрение ИИ для борьбы с кибермошенниками.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag