«Учитывая переориентацию экспортных поставок на новые рынки, с 2025 года планируется переход на стимулирующую модель предоставления субсидий на транспортировку промышленной продукции для экспортеров всех отраслей промышленности, предусматривающую отбор получателей субсидии на основании их экспортных планов на будущий период. Получатели субсидии при стимулирующей модели определяются по результатам конкурсного отбора и ранжируются, исходя из наибольшей бюджетной эффективности (больший объем экспорта на 1 руб. бюджетных средств)», — сообщили агентству в пресс-службе.
Напомним, транспортная субсидия — одна из самых востребованных мер поддержки у российских экспортеров. Сейчас она регулируется временным 1347-м постановлением правительства, которое было введено на фоне санкций и действует с 2022 по 2024 гг., и предусматривает субсидию на транспортировку продукции машиностроения, лесопромышленного комплекса (ЛПК) и фармацевтики. Оно предполагает отказ от конкурсных процедур и регламентирует компенсационную модель, при которой экспортер претендует на субсидию по факту совершенного экспорта.
Механизм отбора заявок на получение субсидии, при котором прописанный в бюджете лимит распределяется согласно очередности подачи этих заявок, не раз подвергался критике от получателей.
Так, на прошлой неделе представители ЛПК на заседании в Совфеде отмечали, что в 2024 г. лимит был исчерпан уже на второй минуте от начала приема заявок, многие компании не смогли претендовать на положенную им меру поддержки исключительно по техническим причинам.
Присутствовавший на заседании замминистра промышленности и торговли Олег Бочаров сообщал, что новый порядок распределения субсидии должен быть утвержден осенью 2024 г.
«С III квартала мы переходим на заявительно-авансовый характер, то есть прекратится эта безудержная гонка — кто первый нажал кнопку, тот и получил экспортную транспортную субсидию», — приводит его слова «Интерфакс».
В 2024 г. на транспортную субсидию экспортерам в федеральном бюджете предусмотрено 17,7 млрд руб. Из них, согласно 1347-м постановлению, 40% предназначены экспортерам продукции машиностроения, 30% — продукции ЛПК, 30% — фармацевтической продукции.
При этом решению о том, как субсидия будет распределена между отраслями, пока не принято.
«Финансирование мероприятия будет определено по результатам продления национального проекта „Международная кооперация и экспорт“. Предварительно планируется сохранить 30% распределение на организации ЛПК», — отметили в Минпромторге.