Как отметил президент РСА Евгений Уфимцев, высокая доля незастрахованных по ОСАГО водителей ущемляет интересы добросовестных автовладельцев, приобретающих полисы обязательной «автогражданки».
«В случае аварии не по их вине им с большой вероятностью придется взыскивать ущерб с виновника ДТП в гражданском порядке, что долго, дорого и далеко не всегда заканчивается получением достаточной компенсации», — подчеркнул он.
В ряде регионов долю автовладельцев без полисов ОСАГО по итогам прошлого года в РСА называют «незначительной». Так, в Татарстане она составила 0,9%, в Самарской области — 1,6%, в Москве — 1,8%.
При этом в ряде регионов такая доля огромна, указывают в РСА. Кроме Ингушетии и Чечни, согласно оценке союза, «более трети всех автовладельцев не приобретают полисы ОСАГО в республике Северная Осетия-Алания (38,5% водителей без ОСАГО в 2023 году) и в республике Дагестан (34,4%)».
Отдельно в РСА указали на ситуацию в других двух крупных регионах страны — Краснодарском крае и Ростовской области. Несмотря на то, что по формальным признакам оба субъекта не попадают в топ-10 по доле незастрахованных по ОСАГО машин (по экспертным оценкам — 17,5% и 16,2% водителей без ОСАГО за период 2019-2023 гг.), эти значения весомы, поскольку оба субъекта в 2023 г. входят в первую восьмерку по числу заключенных договоров ОСАГО (1,7 млн и 1,1 млн соответственно).
«Такая неоднородная ситуация в регионах РФ говорит о том, что необходим централизованный контроль за наличием полисов ОСАГО, который можно обеспечить проверкой наличия полиса обязательной „автогражданки“ при помощи камер. Недопустима ситуация, когда у добросовестного автовладельца вероятность попасть в ДТП, виновник которого не застрахован по ОСАГО, составляет 30–50%, и тем более — почти 80%. Если эту проблему не решать, мы в ряде регионов вернемся к разборкам на дорогах из-за аварий в стиле 90-х», — сказал Евгений Уфимцев.
Ранее президент РСА сообщал, что автостраховщики ожидают в 2024 г. запуска по всей стране проекта проверки наличия полисов ОСАГО камерами слежения на дорогах. Запуск был намечен на 2023 г., но техническая подготовка заняла больше времени, и он был отложен.
Предполагается, что на первом этапе реализации проекта проверки на наличие полисов ОСАГО будут проводиться только в отношении водителей, допустивших нарушения правил дорожного движения, которые были зафиксированы камерами слежения. На водителей без полисов ОСАГО будут налагаться штрафы.