ESG-фондами, фондами устойчивого развития или ответственного инвестирования называют инвестиционные организации, управляющие вложениями в проекты в сфере ESG (Environmental, Social, and Corporate Governance) — то есть связанные с защитой окружающей среды, социальной сферой и устойчивым управлением. С начала года по 30 ноября они зарегистрировали новых депозитов на $68 млрд, в то время как за весь 2022 г. общий приток средств составил $158 млрд, а в 2021-м — $558 млрд.
Ответственные инвестиции стремительно росли в 2020-2021 гг. во время пандемии COVID-19, поскольку обрушившиеся цены на нефть побуждали многих инвесторов диверсифицироваться за пределы рынка ископаемого топлива, а управляющие фондами стремились проявлять большую заботу о климате. Однако в 2022-м такие инвестиции стали терять популярность на фоне роста цен на традиционные энергоносители.
Причиной сокращения популярности ESG-фондов послужили и такие нерыночные факторы, как политическая оппозиция со стороны идеологических противников во главе с американскими республиканцами, и широкие подозрения в гринвошинге (так называют вводящие в заблуждение заявления об экологических преимуществах продуктов, услуг или политики). В частности, в 2023-м политики, представляющие Республиканскую партию во Флориде отозвали из ESG-фондов государственные средства и подготовили законопроекты, о сокращении применения ESG-критериев. Впрочем, большинство из этих документов так и не были приняты на фоне сопротивления промышленных групп и опасений, что предлагаемые меры повредят доходности государственных пенсионных систем.
ESG-фонды теряют популярность даже несмотря на их более высокую в сравнении с фондовым рынком в целом эффективность. Так, с начала года по 21 ноября The Dow Jones Sustainability World Index демонстрировал доходность в 21,7%, в то время как S&P Global Broad Market Index — лишь 17%. Устойчивые инвестиции показывали большую эффективность и в 2022-м, когда инвесторы в целом теряли деньги: индекс ESG-фондов демонстрировал убыток в 15,6%, тогда как S&P Global — убыток порядка 20%.
Такая картина объясняется тем, что ESG-фонды часто связаны с технологическими компаниями и зависят от их акций, демонстрировавших в последние годы уверенный рост. Речь, в частности, о «великолепной семерке» крупнейших техногигантов США: Alphabet (владелица Google), Amazon, Apple, Meta (признана в России экстремистской и запрещена), Microsoft, Nvidia и Tesla. В 2023-м их акции в совокупности подскочили на 75%, в то время как остальные 493 компании из индекса S&P 500 выросли на 12%, а индекс в целом — на 23%.
«Несмотря на то, что последняя пара лет выдалась трудной, рыночный фон в целом становится более благоприятным для устойчивых стратегий», — приводит Reuters мнение старшего специалиста по инвестициям Aegon Asset Management Иэна Снеддена.
По данным LSEG Lipper, общие активы ESG-фондов по состоянию на 30 ноября 2023-го составили $2,56 трлн против $2,35 трлн на конец 2022 года. Суммарные активы всех остальных глобальных фондов на 30 ноября составляли $52,6 трлн, а с начала года они зарегистрировали чистый приток в размере $1,1 трлн.