Как отметила ECA, несмотря на все усилия, выбросы транспортного сектора ЕС продолжают расти. В 2021 г. на его долю пришлось 23% общих выбросов парниковых газов в ЕС, причем более половины этой цифры пришлось на легковые автомобили.
В 2009 г. в ЕС был принят регламент, установивший показатель среднего уровня выбросов для новых автомобилей, за его превышение с автопроизводителей стали взимать особые выплаты, напомнили в ECA. В 2019 г. эти правила существенно ужесточили — в частности, был сокращен, но все же не устранен полностью, разрыв между реальными выбросами автомобилей на дорогах и уровнем, регистрируемым в лабораторных условиях, который производители занижали для уклонения от налога за превышение нормы.
Реальные выбросы традиционных автомобилей, на долю которых по-прежнему приходится почти три четверти регистраций новых транспортных средств в ЕС, практически не снизились. За последние 10 лет выбросы дизельных автомобилей не изменились, а выбросы бензиновых автомобилей сократились на несущественные 4,6%.
То же относится и к гибридам, чьи реальные выбросы также намного выше регистрируемых в лабораториях. В ECA подчеркнули, что ради более точного отражения реальной ситуации их не будут рассматривать в качестве транспорта с низким уровнем выбросов — но только после 2025 г. Пока же за ними сохранят «зеленый» статус, избавляя автопроизводителей от необходимости платить за превышение нормы по выбросам. Такая экономия в одном только 2020 г. составила €13 млрд.
Обеспечить нулевой углеродный баланс автопарка могут только электромобили, уверены в ECA. В 2018 г. на них приходилась 1 из 100 регистраций новых легковых автомобилей в ЕС, а в 2022 г. соотношение составляло уже 1 из 7.
Однако для достижения климатических целей ЕС, электрификация европейского автопарка должна проходить гораздо быстрее. Так, недавно стало известно, что Европейская комиссия намерена рекомендовать сокращение выбросов ЕС на 90% к 2040 г. по сравнению с уровнем 1990 г., чтобы гарантировать, что блок сможет достичь нулевого углеродного баланса к 2050 г.
Тем временем, внедрение электромобилей наталкивается на серьезные препятствия. Среди них в ECA перечислили дефицит сырья для производства аккумуляторов, неадекватное развитие зарядной инфраструктуры (70% которой сегодня сосредоточены лишь в трех странах — Нидерландах, Франции и Германии), а также высокие цены на электромобили.