«Госзакупки — это 10 триллионов рублей по 44-ФЗ. Если добавить 223-ФЗ, то это в два-три раза больше. А в совокупности получается, что только на закупки государство затрачивает объем не меньший, чем федеральный бюджет. Это большая сумма, которую нужно распределить максимально эффективно. То есть, чтобы российские заказчики получали качественную продукцию на конкурентной основе и в максимально возможной степени российского происхождения, — отметил, заместитель министра финансов РФ Алексей Лавров. — Сегодня российская продукция по большинству позиций ни в чем объективно не уступает импортной. Однако любая преференция — это определенные риски. Поэтому преференции необходимо сделать всем понятными и прозрачными».
Одна из самых проблемных дискуссий Форума называлась «Знает ли промышленность, что нужно государству?». С одной стороны, необходимо, чтобы государство, размещая заказ, понимало, что его может выполнить российское предприятие. С другой стороны — чтобы предприятие в холостую не производило то, что не нужно заказчику. Участникам Форума была презентована концепция создания «Цифровой информационной инжиниринговой платформы»: информационного ресурса, который позволит заказчикам выкладывать «концентрированные запросы» и показывать кейсы успешных решений. Такая платформа, по сути, подразумевает создание «вторичного рынка инноваций». Цифровая инжиниринговая платформа в каком-то смысле является результатом коллективного творчества многих участников Форума, которые предлагали свои идеи по ее развитию.
Одним из самых популярных мероприятий стала дискуссия «Контроль в закупках с точки зрения ФАС, заказчика и поставщика». На сцену вышли представители центрального аппарата Антимонопольной службы для разбора практики контроля в закупочной сфере. Новостью Форума стала презентация специального «Реестра компаний, представивших недостоверную информацию». ФАС его будет вести на постоянной основе для борьбы с участившимися случаями предоставления подложного опыта.
Специальная дискуссия была посвящена закупкам в рамках Союзного государства России и Белоруссии. Сближение законодательства и унификация некоторых норм позволили снять барьеры для взаимного участия предприятий двух стран в закупках, в том числе с использованием взаимно признаваемых независимых гарантий и ЭЦП.
Дискуссия «Адаптация новых территорий: первый закупочный опыт» дополнилась представительством четырех субъектов России: Донецкой и Луганской Народных Республик, Запорожской и Херсонской областей на экспозиции Форума. В качестве дополнительного средства для адаптации четырех субъектов к реалиям российской экономики было предложено использовать агрегатор закупок малого объема. Это возможность оперативного покрытия потребностей для бизнеса и населения, а также способ повышения деловой активности без бюрократических барьеров.
Также на Форуме состоялось открытое заседание Союза закупщиков. По многолетней традиции, Союз ведет библиотеку эффективных закупочных практик. Любой местный орган власти может воспользоваться этими рекомендованными практиками для повышения собственной экономической эффективности.
По результатам Форума будет подготовлена резолюция — документ, аккумулирующий предложения и идеи, поступившие от участников мероприятия в течение трех дней работы. Наиболее важные предложения войдут в поручение правительства РФ.