Интервью

Завершил работу Юридический бизнес-форум

Лидеры и новая реальность. Цифровая трансформация экономики и право

Завершил работу Юридический бизнес-форум
Фото: продюсерская команда Legalbusinessforum
Форум, собравший более 350 представителей крупных компаний и консалтинговых фирм, стал традиционным для отрасли, ознаменовав начало нового делового сезона. Программа состояла из 15 сессий и объединила идеи 80 спикеров в рамках тематических треков: цифровая экономика и право, трансформация юридической команды, лидерство и продвижение компании и персоны, маркетинговые технологии и GR.

В рамках трека «Развитие: специальные сессии» состоялось пять сессий, где были рассмотрены вопросы развития корпоративного бренда фирмы, новые маркетинговые технологии в сфере профессиональных услуг, эффективные стратегии и методы для успешного участия консалтинговой компании в тендерах, традиционные и новые профессиональные рейтинги, их особенности и задачи, а также актуальные вопросы взаимодействия департаментов корпораций для реализации проектов развития.

В рамках утренней сессии трека «Актуальные вызовы компании сферы профессиональных услуг: развитие корпоративного бренда фирмы и управление человеческим капиталом» была представлена презентация исследования Комитета РАСО «Исследование вознаграждения маркетолога российской юридической фирмы».

Ксения Черноиванова, советник по развитию BGMP, открыла сессию с докладом «Маркетолог в оргструктуре компании сферы профессиональных услуг: положение, компетенции, ресурсы и полномочия». Она обсудила вызовы, с которыми сталкиваются маркетологи в юридических фирмах, и изменения их роли в современных условиях. Ксения представила видение того, какими должны быть функции и задачи маркетолога в 2025 г., а также какое место они должны занимать в организационной структуре.

Наталья Николаева, директор по развитию адвокатского бюро «Казаков и Партнёры», в своем выступлении «Роль маркетолога и инструменты маркетинга и PR в 2024» обсудила эффективность различных инструментов маркетинга и PR в 2024 г. Она также представила данные исследования РАСО и PLATFORMA, касающиеся изменений в структуре расходов и приоритетов в области маркетинга и PR для юридических фирм. Наталья рассказала о мотивационных факторах для маркетологов и их точках роста.

Модератором сессии выступил Семён Калин, пресс-секретарь независимой юридической группы «Стрижак и Партнеры». В ходе его выступления были рассмотрены вопросы роли внутреннего коммуникатора в период стабилизации команд и повышения их эффективности и мотивации. Также он обсудил вопросы синергии PR и HR для построения сильного HR-бренда и инструменты, которые могут использовать маркетологи для поддержки HR в создании и продвижении программ обучения и профессионального развития.

Наталья Никулина, заместитель директора по связям с общественностью АБ «ЕПАМ», подчеркнула важность внутренних коммуникаций в юридическом консалтинге, отметив, что роль маркетолога и пиарщика расширяется и уже включает функции по построению бренда работодателя, формированию лояльности сотрудников и донесения корпоративных ценностей.

Следующая сессия трека «МарТех для всех!» была посвящена революционным изменениям, которые приносят технологии в юридический ландшафт. Модератором сессии выступил Евгений Ковалев, председатель Комитета и член Исполнительного совета РАСО, продюсер конференций, CMBDO «Ковалев, Тугуши и партнеры». Спикеры поделились своим опытом и взглядом на будущее юридического ландшафта под влиянием технологий.

Раиса Абдуллина, директор по маркетингу АБ «Линия Права», открыла сессию темой «Как многопрофильные холдинги (с сильными IT и юридическими отделами), IT, Legal Tech и Deep Tech компании бросают вызов юридическим компаниям и меняют рынок юридических услуг?». В своем выступлении Раиса осветила, как современные технологические гиганты и компании нового поколения меняют правила игры на рынке юридических услуг.

Ольга Нарт, экс-вице-президент по коммерции AVA Group, Founder New&Now Agency, продолжила дискуссию темой «Как современные технологии преобразуют маркетинг и менеджмент», сфокусировав внимание на вызовах, которые технологии ставят перед бизнесом, и гибком подходе к трансформации.

Евгений Ковалев и Диана Мазар, руководитель отдела по связям с общественностью МКА «Князев и партнеры», затронули вопросы влияния цифровизации и ИИ на маркетинговый комплекс 8P’s, а также на продуктивность и качество работы. Они обсудили, как ИИ повлияет на ключевые аспекты консалтинговой организации, и рассказали о возможном вытеснении некоторых консультантов ИИ-технологиями.

Константин Масленников, экс-директор департамента маркетинга для B2B/G/S, ПАО «Ростелеком», в своем докладе рассмотрел, как цифровые коммуникации в паре с ИИ-технологиями повлияют на бизнес-модель консалтинга. Также он привел успешные примеры B2B-коммуникаций, исходя из своего опыта, и ряд примеров неудачных мировых практик, где на технологии было излишне много возложено функций взамен реальным специалистам. Выводы о применимости этих кейсов были сделаны спикером, исходя из уровня доверия и технологической зрелости разных категорий юридических фирм.

Сессия завершилась активной дискуссией и в очередной раз подтвердила, что МарТех-революция идет полным ходом и юридическим компаниям необходимо быть готовыми к переменам, чтобы оставаться конкурентоспособными в новом технологическом ландшафте.

Следующая сессия трека «Организация тендерной активности юридической компании и эффективное управление контрактными отношениями» позволила проанализировать эффективные стратегии и методы для успешного участия консалтинговой компании в тендерах. Ведущие специалисты отрасли обсудили ключевые аспекты этого процесса.

Модератором сессии выступил Михаил Морозов, директор по маркетингу и BD компании Stonebridge Legal.

Виктор Симоненко, заместитель генерального директора «Росэлторг» по развитию, рассказал участникам панельной дискуссии о ключевых изменениях законодательства РФ в сфере закупок и осветил ключевые аспекты, на которые начинающим компаниям с юридическим профилем следует обратить внимание при подготовке к выходу на рынок закупок.

Михаил Морозов поделился полезными советами и лайфхаками из своей практики в рамках организации тендерного процесса в юридической фирме и рассказал про имеющиеся инструменты поиска и анализа закупок. Также он прокомментировал вызовы и подводные камни тендерного процесса, которые поджидают юридическую фирму на старте участия в закупках.

Раиса Абдуллина, директор по маркетингу АБ «Линия Права», член Комитета РАСО, рассказала о роли тендерного специалиста в юридической компании, его основных задачах и компетенциях, а также поделилась полезными инструментами и ресурсами, которые могут помочь тендерным специалистам и маркетологам в их задачах.

Сергей Маковеев, общественный омбудсмен по государственным закупкам, представил алгоритмы и методы работы с тендерными заявками. Он обсудил схему работы от анализа рынка госзакупок до подписания контракта и выхода на исполнение и рассмотрел шаблоны документов и инструменты автоматизации подготовки заявок. Сергей также провел обзор последних изменений в законодательстве о закупках, дополнив свои комментарии мнениями Екатерины Свищевой, директора правового блока группы ВЭБ.РФ, к.ю.н, и Елены Жаворонковой, главного юриста компании «Яков и партнеры».

Екатерина Свищева представила позицию заказчика в сфере закупок, осветив тренды развития участников закупочного процесса, типичные ошибки участников и способы их предотвращения, управление рисками при подаче заявок в рамках закупочных процедур и роль рейтингов в закупках. Она также рассказала о новом национальном рейтинге юридических компаний по проектам развития и возможностях его использования, в том числе в рамках закупочных процедур.

Елена Жаворонкова, в свою очередь, рассмотрела позицию заказчика по коммерческим тендерам. Она поделилась, как инхаус-юрист видит тендерную процедуру изнутри, какие требования предъявляет к юридическим консультантам и по каким критериям оценивает их работу. Также были обсуждены вопросы коммуникаций, роли страхования и гарантий в минимизации рисков, стратегии укрепления долгосрочных отношений с клиентами и инновационные практики для повышения конкурентоспособности.

Сессия «Рейтинги, рэнкинги, исследования, конкурсы и премии: всё больше и больше» позволила детально рассмотреть три ключевых вопроса: во-первых, как рейтинги и рэнкинги платформ, таких как «Право.ru», «КоммерсантЪ» и Forbes, РАА, RAEX, «Эксперт РА», «Российская газета», PROбанкротство, помогают исследователям, участникам и пользователям достигать своих целей, а также какие потребности еще остаются неудовлетворенными; во-вторых, факторы, влияющие на позиции в рейтингах; и в-третьих, будущее рейтинговых операторов. Ожидания рынка от них включают развитие методологий, адаптацию к новым условиям, восполнение ухода международных операторов, развитие международного признания национальных рейтингов и др.

Алексей Отраднов, коммерческий директор «Право.ru», подчеркнул, что рейтинг «Право-300» разделяется на федеральный и региональный, что позволяет клиентам и фирмам находить юридических консультантов по всей России, увеличивая охват и доступ к юридическим услугам.

Вероника Галкина, руководитель рейтинга «Право-300», рассказала о том, как рейтинг «Право-300» вырос за 15 лет и как он адаптируется к изменениям на рынке, оставаясь актуальным инструментом для оценки юридических фирм.

Екатерина Свищева
Фото: продюсерская команда Legalbusinessforum

Екатерина Свищева, директор Правового блока группы ВЭБ.РФ, кандидат юридических наук, отметила активно изменяющийся юридический ландшафт и подчеркнула важность рейтингов для оценки профессионализма юридических компаний, а также для повышения их конкурентоспособности.

Говоря о новом рейтинге проектов развития АО «Эксперт РА», ООО «Эксперт. Медиа», АО «Эксперт Бизнес-Решения» и ВЭБ.РФ, Екатерина подчеркнула: «В рамках данного проекта создана система, которая будет понятна и прозрачна для всех участников. Важно, чтобы каждый понимал, какие критерии оцениваются и как эти критерии влияют на конечный результат. Оператором рейтинга разработана методология, которая доступна для всех, и компании могут ознакомиться с ней заранее, прежде чем подавать свои заявки».

Арсений Клаз, директор по аналитике «Эксперт Бизнес-Решения», куратор рейтинга юридических компаний по проектам развития, также подчеркнул роль проекта в развитии юридических компаний и важность рейтингов для демонстрации достижений и компетенций юридических фирм.

Юлия Карапетян, редактор приложения «Ъ-Юридический бизнес», главный редактор рейтинга «Лидеры рынка юридических услуг» по версии ИД «КоммерсантЪ», рассказала о ключевых задачах рейтинга, особенно подчеркнув его основную роль — помогать генеральным директорам ориентироваться в юридическом ландшафте и определять сильнейших игроков на правовом рынке.

Екатерина Клейменова, основатель агентства LegalBranding, методолог рейтинга PROбанкротство обсудила с панелистами то, как рейтинги помогают юридическим фирмам определить свое место среди конкурентов, представить полную картину российского юридического рынка, сформировать стратегию в каких отраслях права и экономики развивать практику.

Евгений Ковалев, модератор сессии, председатель Комитета и член Исполнительного совета РАСО, продюсер Legal Business Forum, CMBDOКА «Ковалев, Тугуши и партнеры», обозначил важность рейтингов для рынка юридических услуг, отметил значимость присутствия на сессии глав рейтинговых структур и подчеркнул, что именно такие встречи способствуют развитию и поддержанию стандартов в юридической отрасли. На предложение одного из руководителей федерального рейтинга относительно организации совместного продукта Евгений отметил, что фокусом профессионального внимания Комитета РАСО и продюсерской команды Legal Business Forum являются коммуникации и управление брендом и в этом ключе команда реализует целый ряд оценочных инициатив: рэнкинги «Медиаэнергия юридических компаний» и «Медиаэнергия участников реестра маркетологов юридического рынка», организованных в партнерстве со «СКАН-Интерфакс»; конкурс «Точка отсчета», реализуемый совместно с Институтом частного права МГЮА; премия в области правового PR — Legal PRAwards и др. Учитывая перспективы развития отрасли, команда готова реализовать совместные проекты с уважаемым федеральным изданием.

Светлана Лашук, сомодератор сессии, директор по развитию бизнеса КА «Монастырский, Зюба, Степанов & партнеры», член высшего экспертного совета Комитета Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), подчеркнула важность понимания основ и изменений в рейтингах с течением времени, отметив гибкость и готовность представителей рейтингов открыто делиться информацией.

Финальная сессия трека «Синергия GR, PR, юридических и других специалистов» объединила ведущих экспертов для обсуждения эффективного взаимодействия специалистов из разных областей с целью успешной реализации проектов развития. Модератором сессии выступил Сергей Невструев, заместитель начальника управления уполномоченного по защите прав предпринимателей в городе Москве.

Анатолий Пределин, экс-директор по правовым вопросам и корпоративным отношениям «Объединенные Пивоварни», открыл сессию блоком «Взаимодействие и состав команды проекта». Он подчеркнул преимущества объединения юридических, PR и GR функций под одним управлением, дал оценку последствиям PR режима тишины, установленного после объявления о сворачивании бизнеса в России, продемонстрировал позитивный опыт соблюдения баланса интересов глобальной и российской компаний, а также нового владельца при управлении внутренними и внешними коммуникациями в период трансформации.

Анна Ляцу, управляющий директор Управления корпоративных и внешних коммуникаций РСПП, продолжила обсуждение в блоке «Взаимодействие и состав команды проекта развития», затронув темы определения ключевых сотрудников и департаментов, GR-поддержки инфраструктурных проектов, роли РСПП в успехе проектов и поддержки некоммерческих объединений.

Вачакан Кацалов, руководитель Управления корпоративных отношений Дирекции по правовому обеспечению ПАО «Группа Черкизово», представил блок «Пересечения и различия в задачах департаментов», где он обсудил зоны ответственности юридических и GR-департаментов, взаимодействие с федеральными и региональными органами власти, поддержку отраслевого бизнеса, гармонизацию работы с регуляторами и контролирующими органами, вопросы правовой поддержки открытия новых зарубежных рынков, взаимодействие с бизнес-объединениями.

Елена Финогенова, адвокат, основатель и партнер группы «Победа», подчеркнула высокую роль консультанта, который за счет своих коммуникативных навыков помогает настроить и укрепить мост между бизнесом и государством, перевести интересы бизнеса на язык государственности и учесть интересы всех сторон.

Антон Кириловский, старший юрист Quivogne CEE GmbH, и Алекс Сивоволов, член совета директоров Quivogne CEE GmbH, рассказали о системных аспектах институтов развития инвестиционной экономики, включая государственную поддержку, тенденции региональной поддержки, а также высказали свое мнение касательно вызовов в российской промышленности в ближайшей декаде.

Организаторы III ежегодного «Юридического бизнес-форума: лидеры и новая реальность. Цифровая трансформация экономики и право», продюсеры Евгений Ковалев и Елена Кожевникова благодарят партнеров за поддержку события.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Бюджетный импульс: влияние на рынок закупок
10 июля состоится конференция «Код человечности»
Форум недвижимости «Движение» анонсировал деловую программу
Международный туристический форум «Путешествуй!»
Свежие материалы
Десятилетие замедления
Мнения,
Экономическая версия новой мировой войны
Долг платежом прекрасен
Почему россияне добровольно несут деньги коллекторам
Максим Орешкин назвал два варианта регулирования онлайн-платформ
Замглавы администрации президента рассказал, как ограничить их власть над рынками