По данным веб-сервиса для розничной торговли и общепита «Контур.Маркет» (данные публикует ТАСС), за 2022 год общее количество организаций общепита выросло на 5 088, то есть на 2,91% по сравнению с 2021 г. А за 2023 г. (декабрь — неполный) число организаций увеличилось на 12 005, то есть на 6,68% по сравнению с 2022 г. За два года рост зарегистрированных организаций общепита составил 9,8%.
Впрочем, это средние цифры по стране. В Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской, Нижегородской и Свердловской областях в 2023 г. регистрировали меньше организаций общепита, чем в 2022 г. Снижение в среднем составляет 5%, максимум в Ленинградской области — 12%, в январе 2022 г. количество организаций здесь составляло 2 162, в декабре 2023 г. — 2 520.
Драйверами роста стали Краснодарский и Красноярский край, Московская, Новосибирская, Тюменская и Челябинская области, а также Татарстане. Максимум показал Красноярский край — 16,7% по сравнению с 2022 г. В январе 2022 г. в регионе было 3 050 организаций, к декабрю 2023 г. стало 3 419.
В «Контур.Маркете» считают, что рост числа точек общепита связан с ужесточением законодательства в отношении нелегальных точек продаж, что заставляет компании регистрироваться официально. Способствует развитию общепита и внимание ко внутреннему туризму.
Как заявила «Эксперту» Надежда Выскубова, заместитель министра туризма Тверской области, новые тренды путешествий и желание пробовать «на вкус» регионы России дали мощный импульс развитию гастрономической туркарты. Она отмечает, что с развитием внутреннего туризма в России погружение в особенности региональной кухни сейчас стало неотъемлемой частью путешествия.
Рост числа точек общепита и ресторанов связан с увеличением туризма и внутреннего спроса, уверен и Глеб Марач, сооснователь ресторанной группы Joi Team. Сейчас у россиян меньше возможностей потратить деньги, чем прежде, заявил он «Эксперту». Туризм за границу менее доступен, меньше выставок, снизилось посещение кинотеатров, и люди активнее тратят деньги в ресторанах. 2023 г., по его словам, был более стабильным по сравнению с 2022-м, так как в прошлом году сектор продолжал бороться с последствиями ковида.
«Рынок очень меняется, рестораторы пытаются подстроиться под текущую ситуацию и сохранить работающие концепции. Мешают развитию сектора и ужесточение норм работы общепита. Молочка, пиво маркируются, растет количество затрат общепита, тогда как доходы остаются прежними или снижаются. Подорожали яйца, курица, но рестораны не могут переносить все расходы на потребителя. Поэтому те, кто находятся в проходных популярных точках, развиваются, но тем, кто работает в обычных локациях, приходится очень сложно», — считает Андрей Грязнов, руководитель компании Gryaznov Restogroup.
В «Контур.Маркете» предполагают, что посетители в 2023 г. потратят в заведениях общепита порядка 3 трлн руб. Для сравнения: траты россиян на еду в общепите в 2020 г. составили 1,4 трлн руб., в 2021 — 1,9 трлн, а в 2022 — 2,9 трлн.
Растет и оборот предприятий общепита, говорится в материалах Росстата. «Оборот общественного питания в ноябре 2023 г. составил 252,6 млрд руб., или 8,6% (в сопоставимых ценах) к уровню соответствующего периода предыдущего года, в январе-ноябре 2023 г. — 2550,6 млрд руб., или 12,5%», — сообщает ведомство. В Росстате уточнили, что с января по ноябрь 2022 г. оборот общепита составлял 2,1 трлн руб., а за весь 2022 г. — почти 2,4 трлн руб.