Интервью

Как трезвость могла стать нормой жизни

Исполнилось 40 лет с начала советской антиалкогольной кампании

Как трезвость могла стать нормой жизни
Фото: Владимир Веленгурин/ТАСС
7 мая исполнилось 40 лет с начала антиалкогольной кампании, объявленной Михаилом Горбачевым. В этот день в 1985 г. Совет министров СССР принял постановление «О мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Всего парой лет раньше, при Юрии Андропове, водка подешевела на 60 копеек и стоила 4 руб. 70 копеек. Ее ласково звали «андроповка», а слово «водка» в шутку стали расшифровывать как «Вот он добрый какой, Андропов». При генсеке Горбачеве цена увеличилась почти вдвое и начиналась от 9 руб. 10 коп.. Перестроечная борьба с пьянством принесла реальные плоды: только за первый ее год смертность в стране сократилась с 11 до 2 человек на 1 тыс. населения. Но были и негативные последствия: падение продаж алкогольной продукции и подрыв винной индустрии обеспечили дефицит бюджета СССР. Можно ли было в тот момент побороть пьянство без экономических издержек, постарался выяснить «Эксперт».

«Ошибка антиалкогольной кампании была финансово-экономической»

Олег Барабанов
Олег Барабанов

Программный директор клуба «Валдай», заместитель директора Евразийского учебного института МГИМО, профессор РАН:

За несколько лет после начала горбачевской антиалкогольной кампании и до распада СССР ощутимо снизилась мужская смертность и увеличилась продолжительность жизни. Действительно, до начала кампании народ спивался, продолжительность жизни у мужчин сокращалась с каждым годом, а уличная, бытовая преступность, домашнее насилие — росли. Важность борьбы с чрезмерным употреблением алкоголя не подлежит сомнению.

Ошибка же заключалась в исполнении и была финансово-экономической. В значительной степени сократились поступления в бюджет от продажи водки и от винной индустрии, которая тоже оказалась подорвана — вплоть до того, что виноградники вырубали.

Понятно, что для государства сиюминутные деньги в бюджете не могут быть важнее, чем такие вещи, как увеличение продолжительности жизни граждан, сокращение насилия. Более того, в долгую все это еще и окупается многократно.

Мало того, некоторое сокращение поступлений в бюджет от алкоголя в перестроечные годы само по себе не было бы критичным. Но оно наложилось на неожиданное падение нефтяных цен в 1986 г. И вот уже на фоне этого, а также сверхрасходов, связанных с политикой «ускорения», Советский Союз начал испытывать серьезные финансовые проблемы.

Существует еще одно измерение, в котором рассматривают перестроечную борьбу с пьянством. Часто можно услышать, что если бы наш народ не протрезвел, Советский Союз бы не развалился. Что на это можно ответить? С одной стороны, массовое закрытие винных магазинов и огромнейшие очереди в оставшиеся действительно вызывали раздражение у нашего глубинного народа.

Впрочем, глубинный народ был раздражен и до тех событий, и после — но ведь он не являлся актором политических изменений. В отличии от блатной столичной интеллигенции, которая доставала любые алкогольные напитки через закрытые распределители. Поэтому дело не в том, что народ протрезвел, вовсе не это стало фактором распада СССР.

Как борьба с пьянством может не обернуться ущербом экономике, и оказаться при том эффективной — вопрос, на самом деле, открытый до сих пор. Существует, с одной стороны, известная советская частушка про цены на водку со словами: «Все равно мы пить не бросим». С другой, тренд на повторение горбачевской реформы прямо сейчас набирает обороты в некоторых регионах (например, в Вологодской области с 1 марта продавать алкогольные напитки можно только 2 часа в день. — «Эксперт»).Как от этих изменений выиграет демографическая сфера и каким будет влияние на сферу финансово-бюджетную, мы в скором времени сможем увидеть сами.

«Побороть пьянство запретами и увеличением цен невозможно»

Антон Прокудин
Антон Прокудин

Главный макроэкономист УК «Ингосстрах-Инвестиции»:

Это была далеко не первая антиалкогольная кампания в СССР. И хотя реализация ее началась в 1985 г., подготовка велась несколько лет. По общему мнению, причина замедления советской экономики заключалась в негативном отношении к труду. При этом годовое потребление алкоголя на душу населения росло (с 4,6 л в 1960-х до 10,6 л в 1980-х), а динамика экономического роста замедлялась. Кампанию проводили, чтобы оживить экономику, снизить преступность и повысить рождаемость.

Важно понимать: алкогольная составляющая была солидным элементом бюджетов государства весь ХХ век. Еще в имперский период был так называемый «пьяный бюджет». Так, в 1913 г. доходы от питейных заведений и акциз составляли 26–28% доходов бюджета. На них приходилось почти 5% национального дохода.

К 1980 г. доля доходов от алкоголя в бюджете составляла, по разным источникам, от 10% до 30% и оставалась солидной частью ВВП/национального дохода (4–11%). То есть получилось, что Горбачёв начал свою политику «ускорения», одновременно убивая доходную базу бюджета через антиалкогольную кампанию. Отчасти это, отчасти перераспределение доходов от государственных производств товаров народного потребления в пользу частного сектора, — все эти факторы привели к заметной потере бюджетной доходной базы.

Население, несмотря на непопулярную антиалкогольную кампанию, в марте 1991 года проголосовало за сохранение СССР. Причина же распада единого рынка кроется в национальных интересах элит. Финансовые проблемы государства лишь ослабили центральный аппарат, удерживавший республики в едином государстве.

Да, сама кампания действительно привела к росту продолжительности жизни и снижению уровня преступности. Однако серьёзной экономической ошибкой стало нанесение вреда бюджету в период, когда ему как никогда требовалась поддержка — из-за масштабных реформ (политика «ускорения») и негативной внешней конъюнктуры (обвал цен на нефть в 1986-м).

Основные ошибки таких кампаний следующие: население не будет потреблять принципиально меньше алкоголя. Повышение минимальных цен на крепкий алкоголь приводит к росту производства самогона и, следовательно, к росту смертности от отравлений. Реалистично лишь заменять потребление крепких напитков на напитки с «меньшим градусом», что и делали в других кампаниях.

Побороть же пьянство в целом одними только запретами и увеличением цен на алкоголь невозможно. Можно лишь предложить более интересную альтернативу населению: например, интересную работу с достойной оплатой труда.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Общество, 2 окт 09:00
Молодое поколение россиян пьет все меньше спиртного
Общество, 24 июн 11:30
Как проходил парад на Красной площади в 1945 году
Общество, 12 июн 09:30
Как и почему 35 лет назад подписали декларацию о независимости РСФСР
Общество, 28 мая 09:00
Почему в мире растет продолжительность жизни
Свежие материалы
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда
«Белый лебедь» распугал «медведей»
Финансы,
Владимир Путин и Дональд Трамп вернули рынок акций в восходящий тренд