Лидером по количеству продавцов стал Краснодарский край — каждый десятый предприниматель, торгующий на площадке зарегистрирован там. По темпам прироста в 2023 году на первое место вышли продавцы из Челябинской области — их число увеличилось на 84% по сравнению с 2022 годом. На втором и третьем месте оказались Башкирия и Краснодарский край с ростом на 79% и 78% соответственно.
Как отмечают в компании, за первые девять месяцев 2023 года почти каждый третий продавец «Озона» сумел перейти порог оборота 1 млн рублей, а каждый седьмой достиг оборота более 5 млн рублей. У продавцов, использующих инструменты продвижения и рекламы, количество заказов в среднем больше почти в девять раз, а оборот — почти в шесть раз.
Продавцы активно используют логистическую инфраструктуру маркетплейса. Только 18% предпринимателей на маркетплейсе по-прежнему организуют логистику и доставку собственными силами.
Быстрее всего росли продажи у продавцов обуви — в три раза год к году, автотоваров — в 2,9 раз, а также спортивной одежды — в 2,7 раз. Также более чем в два раза выросли заказы у продавцов электроники, товаров для ремонта и дома, а также мебели и одежды.
В Ozon ожидают, что тенденция роста числа продавцов из регионов сохранится, особенно в категориях одежды, обуви и аксессуаров. Продавцам, пояснили «Эксперту» в компании, по-прежнему будет важна логистическая инфраструктура маркетплейса, поскольку от нее зависит быстрота доставки до покупателя.
В ноябре Ozon раскрыл данные об результатах продаж за 9 месяцев 2023 года, продавцы маркетплейса выручили за свои товары 450 млрд рублей. Как говорится в исследовании, среди юридических форм самой популярной остается ИП — на нее приходится 62% от общего числа продавцов. Организации в форме ООО занимают почти 30%, а самозанятые предприниматели — менее 9%. Однако, по темпу прироста самозанятые вышли на первое место — их количество год к году выросло в пять раз.
Самозанятые как и индивидуальные предприниматели используют льготную систему налогообложения, что, с учетом объема продаж маркетплейсов, это уже вызывает беспокойство фискальных органов. Представители налоговой службы считают, что часть товаров, которые покупатели мог бы приобрести в супермаркетах и заплатить НДС, сейчас реализуется через маркетплейсы продавцами, использующими «упрощенку» и налоги в бюджет не попадают. Возможно, закрытие этой лазейки станет одной из новаций разрабатываемого закона о маркетплейсах.