«ПроШкола» — структура госкорпорации ВЭБ.РФ, оператор программы строительства новых школ в рамках государственной программы «Развитие образования» (национальный проект «Образование»). «ПроШкола» привлекает к строительству государственных школ инвестиции за счет кредиторов — ВЭБ.РФ и ПАО «Сбербанк», компания обладает самым большим по количеству проектов портфелем на рынке ГЧП: 67 концессионных соглашений на строительство 69 школ — это более 60 тыс. учебных мест. 19 объектов образования уже введено в эксплуатацию.
Будет ученикам наука
На конкурс «ПроШколы» было подано более 80 заявок, по его итогам были отобраны 45 компаний, которые смогут организовать свои кружки и секции в школах, построенных по концессии с «ПроШколой» в 23 регионах России по мере их ввода в строй. Для оценки заявок участников конкурса был создан экспертный совет, куда вошли представители государственных институтов развития, индустриальных партнеров. Первые кружки откроются в школах, построенных по концессии с «ПроШколой», уже 1 сентября этого года.
«Мы создали публичный прозрачный механизм отбора, следующий шаг — мониторинг потребностей конкретных регионов в тех или иных направлениях дополнительного образования. Мы сейчас анализируем рынок допобразования в каждом субъекте, советуемся с директорами школ и дальше уже будем распределять операторов по регионам. При этом учитываем, какие направления более востребованы, каких кружков и секций не хватает в местной системе образования и какие есть возможности у наших партнеров», — рассказывает исполнительный директор Бизнес-блока ВЭБ.РФ, генеральный директор «ПроШколы» Алиса Денисова.
Обязательное требование «ПроШколы» к партнерам, прошедшим отбор — наличие программы дополнительного образования. Небольшим компаниям, конечно, нужна методическая поддержка. «ПроШкола» совместно с Ассоциацией негосударственного образования проводит обучающие семинары и помогает партнерам разрабатывать программы. Таким образом, для малого бизнеса публичный отбор — это возможность развиваться, а для крупных компаний — масштабировать свой бизнес в регионах. «Локализовать свой опыт в регионе, привнести в самые разные уголки страны наши московские практики, которые мы пытаемся сделать одними из лучших, — это очень здорово, это возможность для детей в регионах прикоснуться к множеству программ, которые есть сейчас в столице» — говорит основатель образовательного проекта «KidsDev» Ирина Леонтьева.
Для компаний, занимающихся допобразованием, победа в отборе — это возможность сократить расходы и, возможно, снизить цены на свои услуги.
«Аренда помещения в школе обойдётся примерно в 110–130 рублей в час. Стоимость аренды помещения в новом микрорайоне города, если речь идёт о крупном региональном центре — примерно 2000 рублей в час. Это дополнительные 100 рублей в час с каждого ребенка. За счет дешевой аренды помещения мы готовы снизить стоимость стандартного курса длительностью 60 часов на 6000 рублей» — объясняет директор по стратегическому развитию и взаимодействию с партнерами ООО «Стадикейс» Дмитрий Масленников.
Внеклассное время
Если в 2021 г., по данным Росстата, дополнительным образованием было охвачено 70,5% детей в возрасте 5–17 лет, то в 2023 г. — уже 78%. Всё больше набирают популярность кружки технической направленности. По статистике подведомственного Минпросвещения России Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий (ВЦХТ) в 2023/24 учебном году охват детей дополнительным образованием по техническому и естественно-научному направлению вырос более чем на 30%.
«Реализовывать такие программы легче частному сектору, потому что он больше взаимодействует с предприятиями, организациями, которые работают в этом направлении, с профессиональной средой», — считает председатель Ассоциации негосударственного образования Любовь Духанина. По доступной на данный момент статистике за 2022 год, наибольший процентный прирост по выручке среди технических образовательных учреждений показали именно частные компании. Так «Компьютерная академия ТОР» нарастила выручку на 83%, а компания «Алгоритмика» — на 39%.
Согласно концепции развития дополнительного образования детей, которую правительство РФ утвердило в 2021 г., к 2030 г. долю организаций негосударственного сектора на рынке допобразования планируется довести до 10%. В ряде регионов оплатить кружки и секции родителям помогает государство, выдавая электронный сертификаты персонифицированного финансирования. Отметим, что в этих регионах доля частников в допобразовании уже составляет 5% (а это 4972 организации), что является целевым показателем Концепции к 2030 г.
Среди основных барьеров, которые препятствуют развитию частного дополнительного образования, представители отрасли называют сложные процедуры регистрации и лицензирования, высокую конкурентоспособность государственных образовательных организаций, часто ограниченные финансовые возможности семей в регионах, недостаточный уровень цифровизации и отсутствие доверия со стороны потенциальных клиентов к коммерческим игрокам.
«Помимо законодательных и экономических барьеров существуют социальные — это недостаток доверия к частным образовательным организациям: многие родители и учащиеся предпочитают государственные учреждения. Поэтому необходима очень активная работа над репутацией, сертификация программ, участие в рейтингах и получение наград», — полагает директор «Школы Программистов» университета «Синергия» Артем Третьяков. Он также отмечает недостаток количества современных образовательных учреждений и ограниченный доступ к качественному оборудованию. Тем не менее, за последние годы благодаря нацпроекту «Образование» введено в эксплуатацию более 1300 новых школ, в которых созданы все условия для развития дополнительного образования.
«Государство потратило огромные деньги на образовательную инфраструктуру. Она должна максимально эффективно использоваться. Мы не должны допустить состояния, когда такая инфраструктура простаивает. Она каждый день, каждый час, каждую минуту должна работать в интересах наших детей. И в этом плане конструкция, когда в школу может прийти негосударственный сектор допобразования, является одним из тех механизмов, которые позволяют максимально эффективно использовать инфраструктуру» — считает генеральный директор АО «Просвещение» Наталья Третьяк.
«Опыт ВЭБа и „ПроШколы“ можно и нужно транслировать на другие государственные школы для того, чтобы они таким же образом подбирали и отбирали себе участников», — согласна с этим мнением директор «Всероссийского центра развития художественного творчества и гуманитарных технологий» Оксана Гончарова.