Документ, вышедший под редакцией заместителя директора Института социальной политики НИУ ВШЭ Оксаны Синявской, фокусируется на динамике уровня жизни населения России, а также на использовании им интернета — в том числе для покупок.
Как говорится в исследовании, доля людей, совершавших любые покупки в интернете, достаточно высока и составила чуть больше 66% в 2023 г. и почти 63,5% в 2022 г. Эксперты считают такие различия значимыми. Наиболее популярны покупки одежды и обуви (36%), косметики и парфюмерии (30%), продуктов питания (26%), товаров для дома (25%), товаров для здоровья (23%), товаров для животных (20%), детских товаров (18%).
Женщины чаще совершают интернет-покупки, чем мужчины. В 2023 году их доля среди покупателей составляла 67,6%. Также чаще покупают в интернете занятые россияне (69%) по сравнению с неработающими (53,4%).
Интересно, что «эпизодических» покупателей больше среди мужчин. «Периодические» покупатели — те кто тратит деньги на маркетплейсах не чаще раза в месяц — составляют 23,6%, а «эпизодические» (реже раза в месяц) — 16,2%. Доля «постоянных» клиентов интернет-магазинов и других сервисов в сети выше среди женщин (63,7%), а «эпизодических» — среди мужчин (20,3%).
Доля «постоянных» интернет-покупателей выше всего в Москве (68,7%) и Санкт-Петербурге (67,1%), а в городах с населением от 100 до 500 тыс. чел. больше «периодических» (26%) и «эпизодических» (18,8%).
«В том, что среди женщин больше интернет-покупателей, чем среди мужчин, нет ничего удивительного: женщины в целом регулярнее покупают что-либо, чем мужчины, и через интернет тоже, — пояснила „Эксперту“ автор исследования Оксана Синявская. — Если мы посмотрим на различия в составе покупок, то здесь снова проявятся вполне традиционные гендерные различия: женщины чаще покупают товары для себя и для семьи в целом — одежду и обувь, косметику и парфюмерию, продукты питания, товары для дома, для здоровья, для животных, детские товары. Они в семье чаще отвечают за досуг и, соответственно, чаще оплачивают через интернет билеты в театры, кино».
Мужчины, добавляет эксперт, чаще покупают то, что связано с разнообразной техникой, автомобилями и ремонтом, а также алкоголь — как онлайн, так и офлайн. «В интернете настроить рекламу под предпочтения потребителя намного проще, чем офлайн, поэтому уверена, что эти гендерные различия уже учтены продавцами и маркетологами», — заключила Оксана Синявская.
Особенности экономического поведения населения изучаются на основе данных оперативной статистики Росстата по доходам и потребительским расходам домашних хозяйств, статистики Банка России, исследования «Российский индекс целевых групп» (РосИндекс), проводимого компанией IPSOS, а также на материалах регулярного опроса «Экономическое поведение домашних хозяйств», охватывающего население России в возрасте 18 лет и старше.