Предмет и структура
До разработки Индекса, в 2022 г., исследователи НИУ ВШЭ совместно с Институтом развития профессионального образования (ИРПО) изучили творческий потенциал старших школьников и учащихся системы среднего профессионального образования. Выяснилось, что многие из тех, кто не видел себя в творческих профессиях, имели потребность в творческой самореализации. Они планировали быть инженерами, механиками или строителями, но хотели снимать видео, рисовать и сочинять музыку. По мнению Олега Иванова, разработчика методологии нового Индекса, эксперта факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ и главы Центра исследований культурной среды философского факультета МГУ имени Ломоносова, сегодня у представителей прикладных профессий нарастает творческая составляющая.
«Я люблю исследовать и создавать Индексы, — говорит эксперт. — Индекс культурно-творческой среды — то разработка инновационная. Благодаря ему и предложенному в нем набору показателей формируется сама эта среда как объект описания и развития. С его помощью мы показываем, что под ней понимаем, из чего она состоит».
Индекс разделен на 5 блоков: инфраструктура культуры и творчества; творческие сообщества; творческое образование; культурные и творческие события; социокультурные и творческие проекты.
Каждый блок в свою очередь делится на 4 элемента: объекты культуры и творчества; регулирование; поддержка; новые технологии. Элементы включают 1 или 2 показателя, в общей сложности их 31. В зависимости от значения каждому присваивается количество баллов — от 0 до 5. Максимальное количество баллов в оценке по блоку — 20, по Индексу в целом — 100. На основе полученных данных был составлен Рейтинг муниципальных образований с точки зрения их культурно-творческого потенциала.
Откуда цифры
Показатели для сведения в Индекс его авторы брали из опросных листов, предварительно разосланных по муниципалитетам. По словам Олега Иванова, качество культурно-творческой среды целесообразно начинать исследовать именно с базовой единицы местного самоуправления.
В расчете Индекса приняло участие 581 муниципальное образование из 41 субъекта РФ. Если считать от общего числа муниципальных образований, а это порядка 20 тыс., то получается выборка менее 3%. На деле, однако, эти образования охватывают 16% площади страны и 18% ее населения, а 26,1 млн человек. Обе столицы из рассмотрения исключены, как, впрочем, они исключаются из большинства индексов в силу своей уникальности.
Следует отметить, что только 82 анкеты из 581 (14%) заполняли главы муниципальных образований или их заместители. В остальном этим занимались руководители и специалисты разных уровней. Полноты данных удалось добиться далеко не по всем показателям. Так, например, всего 51 респондент указал объем доходов от проектов в сфере творческих индустрий. О количестве заявок на патенты в сфере научно-технического творчества отчитались только два муниципальных образования — город Охинский в Сахалинской области и Череповец в Вологодской. Остальные получили 0 баллов в оценке за данный пункт.
В анализе каждого показателя учитывались его максимальное и минимальное значения по Индексу, а также среднее и медианное. Разница в значениях иногда поразительна. Так, минимальная сумма финансовой поддержки культурно-творческой деятельности составила 1000 руб. — такова сумма разовой стипендии в области искусств для учащихся МУДО «Ермишинская ДШИ», указанная в анкете главы Ермишинского муниципального района Рязанской области. Максимум составил почти 153 млн руб. — в Грязинском муниципальном районе Липецкой области.
Минимальное количество участников творческих сообществ — 3 человека — зафиксировано в Кумторкалинском районе Республики Дагестан, максимум — 13 915 человек в Краснинском районе все той же Липецкой области.
Разброс оценок по Индексу в целом не менее широк. Лидером стал город Кемерово с 80 баллами, на втором — Старооскольский городской округ (77), на третьем — снова Кузбасс, Новокузнецкий городской округ (те же 77 баллов). Не менее 60 баллов набрали Сургут, Ялуторовск, Арзамас, Тольятти, Тула, Тюменский район. Четыре муниципальных образования получили оценку в 1 балл, семь — оценку в 2 балла и двенадцать — в 3 балла.
Эталонная модель
Быть главой или заместителем муниципального образования — профессия вроде бы не творческая. Но за формирование культурно-творческой среды на местах отвечают именно представители этой профессии. Одной из важнейших целей исследовательской работы с самого начала обозначалась создание рекомендаций по улучшению культурно-творческой среды на основе проведенного анализа, а такие рекомендации целесообразно вырабатывать в диалоге. Этот диалог было решено организовать на базе Академии творческих индустрий «Меганом» в Крыму в рамках соответствующий образовательной программы.
«Мы пригласили глав муниципалитетов и их заместителей по культуре — всего около 60 человек, — на проектно-образовательную программу „Школа креативной экономики. Меганомика. Современный муниципалитет“, — рассказывает Дарья Иодо, руководитель службы сетевого взаимодействия арт-кластера „Таврида“. — Нам важно было увидеть представителей как крупных городов, так и малых муниципальных образований — с самыми разными местами в рейтинге. Одновременно мы пригласили их на защиту проектов федеральной сети арт-резиденций. Так удалось объединить людей условно нетворческих профессий с самими творцами — в рамках одной общей задачи улучшения качества культурно-творческой среды».
Главным результатом образовательной программы стало создание модели развития такой среды в некоем эталонном муниципалитете, где есть все условия для творчества и самореализации. Модель разрабатывалась в игровой форме. В финале игры было предложено два варианта — создание «медиакорпорации» или «храма будущего», опять-таки в творчестве — не в собственно религиозном смысле. Медиакорпорация победила как экономически более привлекательная модель.
«На деле, конечно, все сложнее, — говорит Олег Иванов — У культуры очень сложные отношения с экономикой. Ни культуру измерять экономикой, ни экономику культурой я бы не решился. Мы говорим прежде всего о культурно-творческой среде, то есть о том, что позволяет людям самореализовываться. Наличие или отсутствие творческой деятельности как раз и показывает, на какой ступени пирамиды Маслоу находятся люди. Чем ниже ступень, тем меньше человеку дела до творчества. Вместе с тем важно понимать, что настоящее творчество — это всегда прорыв, создание чего-то нового. Развитие всего нашего общества сегодня критически зависит от творческой активности. Раньше мы могли использовать чужое, теперь нам во многих вещах мы можем рассчитывать только на свое».
Создание Индекса культурно-творческой среды уже само по себе ее формирует, определяет, из чего она должна состоять. Блоки Индекса отражают ее важнейшие составляющие, от инфраструктурных объектов до образования, то есть воспитания себе подобных. Иванов условно называет этих людей КИПерами, от аббревиатуры КИП (креативно-инновационное пространство) и английского глагола to keep — «хранить». Это одновременно создатели пространств и хранители рождающихся внутри них креативно-инновационных практик.
«Ситуация выглядит в целом оптимистической, — считает Олег Иванов. — У людей есть четкий запрос на самореализацию. Но кажется все-таки, что мы пока еще ходим только там, где светло, причем без цели и без мечты. Люди не занимаются какими-то прорывными исследованиями. Они просто хотят что-то создавать. Но я верю, что прорыв все-таки рано или поздно случится. Условия для этого уже определенно есть».
В планах исследователей — дальнейшая работа с Индексом уже по округам и регионам, а также по конкретным запросам от муниципальных образований.