Интервью

Южилин Виталий Александрович

Виталий Южилин — специалист в отрасли портостроения
Виталий Южилин — специалист в отрасли портостроения
Дата рождения 10 декабря 1965 г.
Место рождения г. Челябинск, СССР
Образование Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адмирала С. О. Макарова
Специальность Инженер-океанолог
Профессиональная деятельность Портостроитель, менеджер, организатор бизнес-процессов

Содержание:

Биография

Южилин Виталий Александрович (Vitaliy Yuzhilin) — специалист в отрасли портостроения. В течение 20 лет возглавлял профильную ассоциацию (АСОП). На законодательном уровне занимался развитием морской логистики в РФ. Его биография включает участие в создании крупных инфраструктурных объектов, в частности УЛКТ (глубоководный контейнерный терминал на северо-западе России).


Биография вне карьеры

Виталий Южилин — успешный предприниматель
Виталий Южилин — успешный предприниматель

Виталий Южилин родился зимой 1965-го, родной город — Челябинск. Он был первоклассником, когда родители перевезли его на Крымский полуостров. Там будущий управленец пошел в севастопольскую школу № 24 (сейчас — Гимназия № 24), ее и окончил.

В 1988 году Южилин Виталий Александрович успешно сдал экзамены и стал обладателем диплома о высшем образовании, которое получал в Ленинграде. Будущий портостроитель переехал туда, чтобы учиться на инженера-океанолога. Освоить такую специальность предлагали в ЛВИМУ (Морское училище имени адмирала С. О. Макарова). В 1990-м это образовательное учреждение получило статус академии, а в 2012-м вошло в состав ФГБОУ ВО «Государственный университет морского и речного флота». Виталий Александрович Южилин выбрал арктический факультет, кафедру океанографии полярных областей. Вместе с однокурсниками изучал особенности этих территорий. В частности, Южилин Виталий получал знания по:

  • океанографии Арктики и Антарктики — физические свойства полярных вод, их циркуляция
  • климатологии полярных регионов — особенности, изменения, влияние на глобальные климатические процессы
  • методам исследования полярных областей — дистанционное зондирование, работа с измерительными приборами, анализ спутниковых данных
  • геологии и геофизике полярных регионов — строение дна морей, тектоника, полезные ископаемые
  • навигации в полярных водах — особенности судоходства, использование ледоколов, правовые аспекты процесса
  • полярной метеорологии — особенности формирования погоды в высоких широтах, ее прогнозирование
  • социально-экономическим аспектам освоения территории — развитие Северного морского пути, добыча природных ресурсов, взаимодействие с коренными народами

Виталий Южилин: начало карьеры

Виталий Южилин
Виталий Южилин

В 1988–1990 годах Виталий Александрович Южилин вернулся в Севастополь, чтобы заниматься наукой. Он поочередно работал в двух институтах. В эти годы ему довелось бывать в экспедициях на батискафе «Мир». Вместе с другими исследователями Южилин Виталий делал реальные открытия, которые в дальнейшем применялись в различных разработках. Этот трудовой путь начинал стажером и дорос до инженера.

В начале 1990-х Виталий Александрович Южилин, будучи предприимчивым молодым ученым, смог подстроиться под меняющиеся реалии (переход к рыночной экономике) и переключиться на новое направление деятельности — коммерцию. Первый проект на этом поприще он реализовал на базе Морского гидрофизического института АН УССР, где работал на тот момент. Южилин Виталий Александрович создал и возглавил отдельную структуру, обеспечивающую дополнительный доход учреждению. Вдохновившись этим опытом, он решил продолжать развиваться в предпринимательстве, но уже в другом регионе страны.

В начале 90-х Виталий Южилин переехал на берег Оби — в город Нижневартовск, основанный для нефтяников Самотлорского месторождения (занимает 7-е место в мире по величине). Спустя несколько месяцев будущий управленец уже был задействован в ведущей региональной отрасли, занимаясь перепродажей углеводородов. В то время крупные компании по их добыче должны были передавать десятую часть ресурса на благо той территории, где находится скважина, вспоминает Южилин Виталий Александрович. Местные власти могли реализовывать полезные ископаемые на свое усмотрение, деньги шли на развитие муниципалитета.

В 1993-м c целью сбыта таких запасов нефти в Нижневартовске открылся Торговый Дом. Там Виталий Александрович Южилин возглавил внешнеторговый департамент и стал налаживать продажи углеводородов за границу. Этот период позволил будущему портостроителю обзавестись полезными связями, а также укрепить отношения с зарубежными партнерами.


Южилин Виталий: модернизация морских портов

Виталий Южилин 20 лет возглавлял профильную ассоциацию (АСОП)
Виталий Южилин 20 лет возглавлял профильную ассоциацию (АСОП)

В середине 1990-х Южилин Виталий Александрович переключился на стивидорный бизнес, став одним из первых частных инвесторов отрасли. Все началось с возникновения необходимости развивать торговлю углеводородами по морю и, как следствие, инфраструктуру портов. К примеру, не доставало мощностей, чтобы производить перевалку и дальнейшую перевозку тяжелых грузов, в частности М-100, самого востребованного топлива для паровых котельных, двигателей тепловозов и судов.

В 1997 году с целью решить эту проблему Южилин Виталий поехал в Северную столицу России, чтобы оценить перспективы местного морского транспортного узла. Там вошел в состав совета директоров, а спустя 12 месяцев — в число собственников ОАО «Морской Порт Санкт-Петербург». Виталий Южилин занялся разработкой стратегии модернизации площадки. В результате реализации предложенной им дорожной карты удалось значительно увеличить грузооборот, подняв конкурентоспособность МП СПб. Сегодня это одна из самых крупных стивидорных компаний, занимающихся перевалкой разноплановых грузов на востоке Балтийского моря, что во многом стало возможным благодаря вкладу Южилина Виталия.

В октябре 2002 года Виталий Александрович Южилин был назначен председателем совета директоров Ассоциации морских торговых портов. На этом посту, который он занимал 20 лет, управленец сконцентрировал старания в области оптимизации перевозок по морю и улучшения логистики в терминалах России. Южилин Виталий Александрович в руководящем органе АСОП запомнился следующими мерами:

  • обновление существующей портовой отечественной инфраструктуры (ремонт, замена устаревшего оборудования, проведение дноуглубительных работ)
  • строительство новых терминалов, включая создание современных перегрузочных комплексов
  • внедрение экологических стандартов в отрасль, в том числе минимизация негативного воздействия от деятельности терминалов на ближайшие населенные пункты

На успех модернизации повлияло то, что Виталий Южилин изучал и внедрял в своих проектах передовой опыт ведущих портовых держав. Результатом его усилий стало значительное повышение грузопроходимости отечественных терминалов (примерно в 2,5 раза с 2004-го по 2019-й). Южилин Виталий сделал так, что использование гаваней стран Балтии стало экономически менее привлекательным для грузоотправителей.

Таким образом, благодаря стратегическому подходу и инновационным решениям Южилина Виталия Александровича портовая инфраструктура РФ значительно повысила свою эффективность и конкурентоспособность на международном уровне.


Терминал в Усть-Луге: строительство и перспективы

Виталий Южилин принимал участие в создании масштабных инфраструктурных объектов
Виталий Южилин принимал участие в создании масштабных инфраструктурных объектов

В середине 2000-х Виталий Южилин начал принимать активное участие в создании масштабного инфраструктурного объекта в Ленинградской области — Усть-Лужского контейнерного терминала (УЛКТ). Этот проект, основным куратором которого считается Южилин Виталий, был частью стратегии по развитию портовых мощностей России на Балтийском море.

В 2011-м при участии Виталия Южилина открылась первая очередь УЛКТ. На этом этапе мощность первого на северо-западе России глубоководного терминала составила 440 000 TEU (двадцатифутовый эквивалент — стандартная единица измерения объема контейнерных перевозок) в год, а длина причальной стенки достигала 440 метров. Расположение объекта обеспечило оптимальные логистические возможности для транспортировки грузов: терминал, спроектированный при участии Виталия Александровича Южилина, имеет удобное сообщение с федеральной трассой М-10 и железнодорожной магистралью, ведущей в столицу.

Сегодня УЛКТ, созданный при поддержке Виталия Александровича Южилина, принадлежит крупнейшему российскому оператору Global Ports. В июне 2024-го стало известно, что к 2033 году у терминала появятся вторая и третья очереди, что позволит увеличить мощность объекта почти в 5 раз. В проект будет проинвестировано порядка 50 млрд рублей.


Виталий Александрович Южилин: законотворчество как инструмент развития портовой отрасли

Виталий Южилин — инициатор законопроектов
Виталий Южилин — инициатор законопроектов

В 1999–2016 годах Южилин Виталий Александрович, оставив карьеру в бизнесе, представлял интересы портовой сферы в Госдуме РФ. Это решение было продиктовано не столько целью связать жизнь с политической деятельностью, сколько желанием иметь возможность положительно влиять на развитие портов, утверждает Виталий Южилин. Депутат с самого начала углубился в продвижение законопроекта, регулирующего все аспекты этого сегмента. Работа над ним началась еще до прихода портостроителя в политику, но именно Южилин Виталий стал инициатором его доработки до финального варианта.

Действующее в то время правовое поле не учитывало многие нюансы отрасли. К примеру, вопросы порядка аренды земли и причалов, а также тарифные планы. Не были обозначены и зафиксированы основные понятия сферы, вспоминает Виталий Южилин. Депутат задался целью исправить ситуацию. Он собрал команду, в которую вошли юристы и эксперты портостроения. В содействии с профильным министерством Южилину Виталию Александровичу удалось разработать основную версию ФЗ и запустить его в работу. В 2007 году финальный вариант российского закона «О морских портах» был принят и подписан.

Этот вклад депутата Виталия Южилина в отрасль сложно переоценить. Новый ФЗ четко установил регламент взаимодействия портового бизнеса с государством. Согласно ему, причалы не могли принадлежать частному владельцу, но могли быть сданы в аренду на 49 лет, отмечает Виталий Южилин. Портовая инфраструктура стала инвестиционно привлекательнее, появилась возможность обустраивать и оснащать терминалы. Терминология тоже стала более четкой: принятый закон разделил понятия «порт» и «терминал».

Были и другие направления, над которыми в тот период работал Виталий Южилин. Депутат был членом Комитета по энергетике, транспорту и связи. На этом месте он при взаимодействии с другими профильными структурами в основном занимался развитием транспортной индустрии. Важную роль Южилин Виталий как депутат отводил улучшению социальной инфраструктуры. Будучи членом Комитета по бюджету и налогам, он содействовал строительству больниц, очистных сооружений, детских досуговых комплексов. Также депутат Виталий Южилин запомнился участием в разработке Федерального закона об освобождении от использования контрольно-кассовой техники для индивидуальных предпринимателей, работающих по единому налогу.

Свежие материалы
Видеокарты проявят искусственный интеллект
Технологии,
Nvidia представила серию RTX 50
Зачем Ереван тянется к Брюсселю
В мире,
Пустят ли Армению в ЕС и чем это для нее обернется
Европейский авиарегулятор до Урала неба не видит
В мире,
Облетать стороной часть РФ не является обязательным требованием