Интервью

Агродронное земледелие

Аграрное хозяйство осваивает беспилотные технологии

Агродронное земледелие
Коллаж: «Эксперт»
Агробизнес — одна из индустрий, словно созданных для внедрения беспилотников. Дроны могут обрабатывать поля пестицидами, оценивать созревание урожая, охранять клубничные грядки от набегов туристов и т. д. Аграрии освоили этот вид сельхозтехники и оценили его эффективность, однако объем рынка пока невелик — отчасти из-за сложного правового регулирования использования дронов в мирных целях.

Полет в экспериментальном режиме

Над полями Ставрополья, где еще недавно кружили только чайки и жаворонки, теперь гудят агродроны — новые смотрители урожая. Они не устают, не ошибаются и замечают то, что человеческий глаз заметит слишком поздно: первые признаки болезни, следы вредителей, неравномерность роста растений.

Ставропольский край вошел в число 12 регионов России, где идет эксперимент по внедрению беспилотной авиации в сельское хозяйство. В 2025 году в регионе, согласно статистике Ставропольского филиала Россельхозцентра, с помощью дронов было обследовано 150 га посевов сои, гороха, рапса, зерновых, а также кукурузы и подсолнечника.

Экспериментальный правовой режим (ЭПР), или «регуляторная песочница», позволяет временно выходить за рамки действующего законодательства, чтобы протестировать новые технологии в реальных условиях. Проект по использованию агродронов стартовал в сентябре 2023 года и был рассчитан на три года. В программу вошли Татарстан, Алтайский край, Ставрополье, а также Новосибирская, Нижегородская, Воронежская, Саратовская, Волгоградская, Астраханская, Липецкая, Тамбовская и Ульяновская области. На начальном этапе в эксперименте участвовали 14 компаний и 3 индивидуальных предпринимателя.

В октябре 2025-го Минэкономразвития решило продлить ЭПР по применению агродронов до конца 2029 года и распространить его еще на семь субъектов федерации: Калининградскую, Оренбургскую, Томскую, Иркутскую, Челябинскую и Омскую области и Красноярский край. По словам директора департамента цифрового развития и экономики данных Минэкономразвития Владимира Волошина, эксперимент показал хорошие результаты: в 12 регионах страны использование сельскохозяйственных беспилотных авиационных систем (СБАС) позволило с высокой эффективностью обработать более 20 тыс. га полей, а спрос на услугу не только подтвержден, но и продолжает расти.

Всего в ЭПР, по данным Минэкономразвития, участвовало около 80 компаний и индивидуальных предпринимателей, включая ООО «Консорциум БАС» и «Аэромакс». С 2023 года было выполнено примерно 11 тыс. полетов. По оценкам Минсельхоза, потенциальная стоимость приобретаемых БАС в агросекторе за ближайшие три года может составить 360 млн руб. Весной 2024 года Ассоциация работодателей и предприятий индустрии БАС систем «Аэронекст» оценивала количество используемых в сельском хозяйстве дронов примерно в 2 тыс. устройств, а потребность к 2030 году — в 40 тыс.

Агродроны получили наибольшее распространение и поддержку со стороны государства среди всех автономных технологий. В тот время как, например, беспилотные комбайны имеют единичные примеры использования. Массовое внедрение их останавливают сложный рельеф местности, необходимость доработки программного обеспечения и вмешательства в электрооборудование сельхозтехники, в том числе гарантийной, еще одна причина — высокая стоимость оборудования, объяснял в начале октября отраслевой журнал «Главпахарь» со ссылкой на замгубернатора Томской области по агропромышленной политике и природопользованию Александра Зайцева. Наконец, для такой техники пока не предусмотрено целевой господдержки.

Экспериментаторы по призванию

Любопытна статистика распределения количества полетов по регионам. С января по август 2025 года в рамках десяти действующих ЭПР (не только касающихся аграрных работ) в 24 регионах было выполнено 48 тыс. полетов, из которых 92% пришлось на Самарскую область, писала газета «Коммерсантъ» в начале октября. Оператором ЭПР в Самарской области выступает Консорциум БАС, основным производителем дронов — «Транспорт будущего». На каждый полет в Самарской области уходило менее минуты. Генеральный директор компании «Транспорт будущего» Юрий Козаренко объяснял, что в статистику включались не только рабочие миссии, но и тестовые полеты, проводимые для проверки оборудования и систем навигации. Еще около 500 полетов, по их оценкам, приходится на ЭПР «Аэрологистика» на Сахалине. В остальных регионах полеты носят единичный характер.

170 тыс. га сельхозугодий обработала компания «Дрон-Сервис» (дочерняя структура «Транспорта будущего») в Самарской области в этом году. Количество вылетов дронов в превысило 60 тыс.

Смысл гонки за показателями собеседники «Коммерсанта» объясняли стремлением региона заработать максимальные баллы в рейтинге дронификации, который с 2026 года станет обязательным для всех субъектов. О запуске такого рейтинга было объявлено на ПМЭФ-2025, сообщала газета «Ведомости». В первую пятерку вошли: Калужская, Рязанская области, Башкирия, Сахалинская и Самарская области. Показатели будут учитываться при оценке эффективности губернаторов в выполнении задач нацпроекта по беспилотным авиационным системам при распределении мер и объемов господдержки, заявлял замминистра промышленности и торговли Василий Шпак.

Эффективность ЭПР на практике, а не на бумаге оценить довольно сложно, поэтому все опрошенные «Экспертом» специалисты во мнениях разошлись.

ЭПР стимулировал прежде всего спрос со стороны крупных эксплуатантов агродронов, которые ранее рисковали работать вне правового поля, рассуждает генеральный директор Консорциума БАС Денис Барышников. Теперь у них есть возможность действовать легально, не нарушая ни авиационного, ни аграрного законодательства, ни налоговых требований, подчеркивает эксперт.

Коммерческий директор «Лаборатории будущего» Павел Камнев считает, что говорить о масштабных или прорывных проектах в сфере применения беспилотников в сельском хозяйстве рано. Реализуются отдельные пилотные инициативы, проходят апробации и локальные внедрения в разных регионах и организациях, однако значительного эффекта они пока не дали, отмечает он. Именно поэтому действие экспериментально-правовых режимов, в том числе касающихся использования дронов в аграрной сфере, было продлено. «Да, ЭПР упрощает принцип применения беспилотной авиационной системы, но на самом деле ЭПР нужен только в том случае, если мы говорим о беспилотниках с взлетной массой свыше 30 кг. Потому что для того, чтобы полетать на легком беспилотнике с мультиспектральной камерой над полями, никакой ЭПР не нужен. Регуляторных ограничений для этого нет».

Для полива, обработки и внесения удобрений агрокомплексу гораздо выгоднее отправить бригаду на специальном комбайне, который проедет по межам и доставит за один выход 3 тонны, а не 30 литров воды, которые способен поднять в воздух дрон. Поэтому использование таких решений на практике остается точечным. «Всю остальную работу делают в 90% случаев коптеры с камерами, которые оценивают состояние посевов и культуры. Поэтому здесь говорить о том, что это какое-то массовое внедрение и у кого-то есть уже конкретный успех, преждевременно», — резюмировал он.

В России сегодня нет массовых беспилотных агрорешений, отмечает генеральный директор «Геомирагро» Илья Воронков. Основные дроны, применяемые в агросекторе, — это китайские DJI Agros и XAG, подтверждает Камнев. По оценке Консорциума БАС, порядка 80% парка сельскохозяйственных дронов в России составляют именно машины DJI разных годов выпуска. Предложение российских дронов ограниченно, серийное производство запущено только у «Транспорта будущего». В каталогах фигурируют российские модели C-80 (грузоподъемность 40 кг), A60-X (17 кг), ИД-100-А (200 кг, ДВС) и R-30 «Аршин» (30 кг).

Для работы дрона по внесению удобрений с воздуха необходимо два типа софта, следует из презентации Федерального центра БАС (ФЦ БАС): универсальное для создания карт предписаний (например, Pix4d Fields, Швейцария; DroneDeploy AG, США) и привязанное к дрону ПО для контроля полета (например, DJI Terra, Китай; UgCS, Латвия). Отечественного ПО такого класса, согласно презентации ФЦ, нет.

При этом, по оценке ФЦ БАС, себестоимость одного внесения удобрений дроном составляет 967 руб./га против 1078 руб./га при наземном методе. Согласно презентации, БАС-внесение обеспечивает высокую оперативность, возможность точечного внесения и снижение затрат на удобрения на 30%, обеспечивая средний прирост урожайности на 8%.

Наиболее активно, по мнению Барышникова, дроны внедряют предприятия «Русагро» и «Степь». Но фактически все значимые игроки отрасли уже либо развивают собственные направления, либо заказывают услуги у сторонних операторов, отмечает он.

Сами же эксплуатанты жалуются в основном на сохраняющиеся ограничения для полетов. На всем юге, в том числе на территориях агрохолдинга «Степь», сегодня действует режим ограничения полетов, напоминает представитель этой компании Ирина Грузинова.

«У нас есть несколько дивизионов агродронов, но последние несколько лет использовать их мы можем в весьма ограниченном режиме — только для научных целей, например испытаний совместно с научными учреждениями. До момента введения ограничения полетов агродроны в компании использовались повсеместно — на всех сельхозземлях компании (578 тыс. га), а также в садах (751 га) — и работали в связке с цифровыми двойниками полей», — рассказала она.

Наличие в хозяйстве подобной техники также не всегда упрощает производство, потому что нет специалистов, которые бы могли «пересесть с трактора на дрон» без потери эффективности, подчеркнул эксперт, кандидат сельхознаук, технолог по зерновым и зернобобовым культурам АО «Щелково Агрохим» Иван Ксыкин.

мировая практика

Полеты в мировом масштабе

Мировой рынок агродронов, в отличие от занимающего выжидающую позицию российского, переживает фазу стремительного роста.

По данным на 2024 год, в мире использовалось около 400 тыс. сельскохозяйственных беспилотников. Их применение уже позволило сэкономить порядка 222 млн тонн воды и снизить выбросы углерода почти на 31 млн тонн. Основная активность сосредоточена в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (около 38%), Северной Америке (34%) и Европе (23%). Лидирующие позиции среди производителей техники занимают китайская DJI (доля около 60%), японская Yamaha (11%) и китайская XAG (9%).

В 2024 году работы по внесению агрохимических веществ оценивались в $1,8 млрд, и, согласно прогнозам, к 2030 году этот показатель увеличится до $7,3 млрд при среднегодовом темпе роста 26,3%, указано в презентации ФЦ БАС. На этот сегмент сегодня приходится около 55% общего рынка агродронов, тогда как на мониторинг посевов — порядка 30%.

Только в Японии точечное внесение дронами удобрений на рисовых полях позволило сократить объем применяемых веществ на 20% ($19 на гектар в пересчете на деньги) и увеличить урожайность на 8%. В Польше при обработке озимой пшеницы снижение затрат составило 12%. В Бразилии использование дронов на кофейных плантациях снизило операционные издержки на 70% по сравнению с ручным трудом и на 50% — по сравнению с тракторной обработкой. В Румынии применение беспилотников на виноградниках позволило сократить расход пестицидов на 30–40%, а продолжительность работ — с нескольких дней до нескольких часов.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 12 ноя 08:45
Как виноделы идут к успеху
Как TNF меняет нефтегазовую отрасль
Промышленность, 26 сен 16:45
Юристы оценили последствия ужесточения экспорта производственного оборудования из Китая
Промышленность, 14 июл 09:25
Как в Сколково создают среду для развития высокотехнологичных проектов
Свежие материалы
Энергетика требует средств
Кабмин определился с темпом роста энергоцен для дальневосточной промышленности
Телеком 2.0 — какие тренды формируют рынок
Как российские телеком-операторы строят бизнес-модель будущего