На XVIII Международном форуме «Транспорт России» глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Дмитрий Ядров представил планы по реализации федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов», благодаря которому количество аэродромов гражданской авиации в нашей стране к 2030 г. должно увеличиться с 225 до 242. «В общей сложности к этому времени 133 аэродрома будут построены, подвергнуты капитальному ремонту или реконструкции. Из них непосредственно новое строительство и реконструкция ждет 77 аэродромов; на 13 аэродромах Минтрансом и Росавиацией уже проводятся соответствующие работы. А оставшиеся 56 аэродромов ждет капитальный ремонт. Суммарно мы планируем привлечь в рамках реконструкции и строительства взлетно-посадочных полос порядка 100 млрд рублей».
Первым отремонтируют аэродром Чебоксар. Этот проект реализуется с 2021 г. и уже вышел на финишную прямую. По данным ГТРК Чувашия, строительные работы на новых площадях аэропорта выполнены уже на 80%. На очереди целый ряд аэродромов на Дальнем Востоке, в частности аэродром Тиличики на Камчатке, который должен быть отремонтирован в кратчайшие сроки.
«В целом финансовое обеспечение федерального проекта составляет 522 млрд рублей. Из них средства бюджета — 366 млрд рублей. Еще 128 млрд рублей мы планируем привлечь из внебюджетных источников. И порядка 29 млрд рублей составят средства бюджетов регионов, на территории которых они расположены и в чьей собственности находятся», — сообщила в своем выступлении на пленарной сессии форума заместитель руководителя Росавиации Наталья Андрианова.
Прилет инвестиций задерживается тарифами
«Главное новшество этого федерального проекта заключается в том, что в его рамках предусмотрены различные механизмы развития аэродромной инфраструктуры в рамках концессионных соглашений, тогда как ранее эта инфраструктура финансировалась почти исключительно за счет госбюджета», — заявил в комментарии «Эксперту» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
Один из главных барьеров на пути инвестиций в аэродромы и аэропорты — это недостаточные темпы роста пассажиропотока, на которые в числе прочего влияют и высокие тарифы самих аэропортов — авиакомпании вынуждены их закладывать в стоимость авиабилетов. В результате пассажиропоток на авиалиниях у нас так и не превзошел пиковые показатели 2019 г. — тогда он превышал 128 млн человек. А по итогам прошлого года едва дотянул до 105 млн человек.
«К 2030 году мы должны перевезти 158 млн пассажиров», — сообщил Дмитрий Ядров. Но достигнуть таких показателей будет непросто. Дело в том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) регулирует только четыре базовых аэропортовых тарифа: на взлет-посадку, услуги авиабезопасности, предоставление терминала и обслуживание пассажиров. «И если раньше эти тарифы составляли основную часть в общем объеме аэропортовых тарифов авиакомпаний, то теперь — нет», — сообщил на пленарном заседании форума глава директората по стратегии S7 Group Игорь Веретенников.
По его словам, сейчас нерегулируемые услуги составляют уже до 60% себестоимости обслуживания рейса в аэропорту. «Много случаев, когда подъезд техники на 10 минут стоит до 100 тысяч рублей. А стоимость обслуживания рейса в терминах пассажирского тарифа (в расчете на одного пассажира) составляет примерно под 1 тысячу рублей, что очень много, — посетовал Веретенников. — Все авиакомпании подтвердят, что мы, конечно, всегда за то, чтобы аэропорты развивали свои технологии, свою технику и быстро обслуживали. Мы за это готовы платить, но нам нужна прозрачность услуг».
Балласт издержек мешает взлету развития
Впрочем, даже в таких условиях есть операторы аэропортов, которые научились контролировать тарифы и намерены вкладывать новые инвестиции в свои проекты. Так, гендиректор «Воздушных ворот Северной столицы» Леонид Сергеев сообщил о том, что его компания, уже вложившая 1,2 млрд евро в развитие первой очереди аэропорта Пулково, намерена инвестировать в этот проект еще 130 млрд руб. в ходе второй фазы расширения. По словам Сергеева, схема финансирования классическая: 20% — собственные средства, а 80% — заемные: «Пойдем в ВЭБ.РФ для того, чтобы использовать механизм Фабрики проектного финансирования. Знаем, что бюджет там очень точечно определяется, но думаю, что туристическая столица нашей страны, да и всей Европы, получит необходимое внимание и финансирование, в котором мы нуждаемся».
Как заявил глава «Воздушных ворот Северной столицы», пассажиропоток Пулково в этом году дойдет до 21 млн человек, и есть все основания полагать, что этот рост сохранится и впредь: та часть аэропорта, которая призвана обслуживать внутренние рейсы, рассчитана на 11 млн пассажиров, но обслуживает уже все 17 млн. «При этом достаточно энергично восстанавливается и международная часть за счет пассажиров из арабских стран и Китая», — сообщил Сергеев.
Нельзя не отметить, что у подавляющего большинства российских аэропортов есть значительный резерв уменьшения издержек, который практически не используется. «Во-первых, это биометрия. У нас сейчас в аэропортах четыре линии досмотра, а если мы введем биометрию, то останется всего две. Это порядка 11% операционных расходов в целом. Во-вторых — беспилотники. В аэропортах Гонконга, Урумчи и Маската уже давно используются беспилотные транспортные средства для перевозки багажа. И если вы платите грузчику за то, что он выполняет роль водителя, экономика кардинально меняется. В целом внедрение беспилотного транспорта в аэропорту позволит экономить порядка 2 млрд рублей в год», — говорит Леонид Сергеев. Он считает целесообразным унифицировать водительские права, допустив водителей с присвоенной категорией D для работы в аэропортах (сейчас там для этого нужны права категории DA), а также создать возможность для организации аэропортов-трансформеров, где государственную границу можно будет менять в зависимости от загрузки терминалов внутренних и международных воздушных линий.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag