Войти
Интервью

Частные инвесторы слетаются на аэродромы

Через пять лет годовой поток авиапассажиров в России достигнет 158 млн

Частные инвесторы слетаются на аэродромы
Фото: Евгений Курсков/ТАСС
К 2030 г. в России планируется построить, реконструировать и отремонтировать 133 аэродрома, а общее количество будет доведено до 242. Это позволит обслуживать 158 млн пассажиров в год. На соответствующий федеральный проект будет потрачено 522 млрд руб.

На XVIII Международном форуме «Транспорт России» глава Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиации) Дмитрий Ядров представил планы по реализации федерального проекта «Развитие опорной сети аэродромов», благодаря которому количество аэродромов гражданской авиации в нашей стране к 2030 г. должно увеличиться с 225 до 242. «В общей сложности к этому времени 133 аэродрома будут построены, подвергнуты капитальному ремонту или реконструкции. Из них непосредственно новое строительство и реконструкция ждет 77 аэродромов; на 13 аэродромах Минтрансом и Росавиацией уже проводятся соответствующие работы. А оставшиеся 56 аэродромов ждет капитальный ремонт. Суммарно мы планируем привлечь в рамках реконструкции и строительства взлетно-посадочных полос порядка 100 млрд рублей».

Первым отремонтируют аэродром Чебоксар. Этот проект реализуется с 2021 г. и уже вышел на финишную прямую. По данным ГТРК Чувашия, строительные работы на новых площадях аэропорта выполнены уже на 80%. На очереди целый ряд аэродромов на Дальнем Востоке, в частности аэродром Тиличики на Камчатке, который должен быть отремонтирован в кратчайшие сроки.

«В целом финансовое обеспечение федерального проекта составляет 522 млрд рублей. Из них средства бюджета — 366 млрд рублей. Еще 128 млрд рублей мы планируем привлечь из внебюджетных источников. И порядка 29 млрд рублей составят средства бюджетов регионов, на территории которых они расположены и в чьей собственности находятся», — сообщила в своем выступлении на пленарной сессии форума заместитель руководителя Росавиации Наталья Андрианова.

Прилет инвестиций задерживается тарифами

«Главное новшество этого федерального проекта заключается в том, что в его рамках предусмотрены различные механизмы развития аэродромной инфраструктуры в рамках концессионных соглашений, тогда как ранее эта инфраструктура финансировалась почти исключительно за счет госбюджета», — заявил в комментарии «Эксперту» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

Один из главных барьеров на пути инвестиций в аэродромы и аэропорты — это недостаточные темпы роста пассажиропотока, на которые в числе прочего влияют и высокие тарифы самих аэропортов — авиакомпании вынуждены их закладывать в стоимость авиабилетов. В результате пассажиропоток на авиалиниях у нас так и не превзошел пиковые показатели 2019 г. — тогда он превышал 128 млн человек. А по итогам прошлого года едва дотянул до 105 млн человек.

«К 2030 году мы должны перевезти 158 млн пассажиров», — сообщил Дмитрий Ядров. Но достигнуть таких показателей будет непросто. Дело в том, что Федеральная антимонопольная служба (ФАС) регулирует только четыре базовых аэропортовых тарифа: на взлет-посадку, услуги авиабезопасности, предоставление терминала и обслуживание пассажиров. «И если раньше эти тарифы составляли основную часть в общем объеме аэропортовых тарифов авиакомпаний, то теперь — нет», — сообщил на пленарном заседании форума глава директората по стратегии S7 Group Игорь Веретенников.

По его словам, сейчас нерегулируемые услуги составляют уже до 60% себестоимости обслуживания рейса в аэропорту. «Много случаев, когда подъезд техники на 10 минут стоит до 100 тысяч рублей. А стоимость обслуживания рейса в терминах пассажирского тарифа (в расчете на одного пассажира) составляет примерно под 1 тысячу рублей, что очень много, — посетовал Веретенников. — Все авиакомпании подтвердят, что мы, конечно, всегда за то, чтобы аэропорты развивали свои технологии, свою технику и быстро обслуживали. Мы за это готовы платить, но нам нужна прозрачность услуг».

Балласт издержек мешает взлету развития

Впрочем, даже в таких условиях есть операторы аэропортов, которые научились контролировать тарифы и намерены вкладывать новые инвестиции в свои проекты. Так, гендиректор «Воздушных ворот Северной столицы» Леонид Сергеев сообщил о том, что его компания, уже вложившая 1,2 млрд евро в развитие первой очереди аэропорта Пулково, намерена инвестировать в этот проект еще 130 млрд руб. в ходе второй фазы расширения. По словам Сергеева, схема финансирования классическая: 20% — собственные средства, а 80% — заемные: «Пойдем в ВЭБ.РФ для того, чтобы использовать механизм Фабрики проектного финансирования. Знаем, что бюджет там очень точечно определяется, но думаю, что туристическая столица нашей страны, да и всей Европы, получит необходимое внимание и финансирование, в котором мы нуждаемся».

Как заявил глава «Воздушных ворот Северной столицы», пассажиропоток Пулково в этом году дойдет до 21 млн человек, и есть все основания полагать, что этот рост сохранится и впредь: та часть аэропорта, которая призвана обслуживать внутренние рейсы, рассчитана на 11 млн пассажиров, но обслуживает уже все 17 млн. «При этом достаточно энергично восстанавливается и международная часть за счет пассажиров из арабских стран и Китая», — сообщил Сергеев.

Нельзя не отметить, что у подавляющего большинства российских аэропортов есть значительный резерв уменьшения издержек, который практически не используется. «Во-первых, это биометрия. У нас сейчас в аэропортах четыре линии досмотра, а если мы введем биометрию, то останется всего две. Это порядка 11% операционных расходов в целом. Во-вторых — беспилотники. В аэропортах Гонконга, Урумчи и Маската уже давно используются беспилотные транспортные средства для перевозки багажа. И если вы платите грузчику за то, что он выполняет роль водителя, экономика кардинально меняется. В целом внедрение беспилотного транспорта в аэропорту позволит экономить порядка 2 млрд рублей в год», — говорит Леонид Сергеев. Он считает целесообразным унифицировать водительские права, допустив водителей с присвоенной категорией D для работы в аэропортах (сейчас там для этого нужны права категории DA), а также создать возможность для организации аэропортов-трансформеров, где государственную границу можно будет менять в зависимости от загрузки терминалов внутренних и международных воздушных линий.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, Вчера 11:22
Российский золотодобытчик хочет войти в тройку мировых лидеров
Промышленность, 15 ноя 15:30
Как воспользоваться федеральным инвестиционным налоговым вычетом
Промышленность, 12 ноя 15:30
Как российское авиастроение продвигается к серийному производству
Как в России модернизируется городской электротранспорт
Свежие материалы
Владимир Путин призвал генеративные модели на госслужбу
Президент поручил провести стратегическую сессию по развитию ИИ в РФ
Технократ переходного периода
В мире,
Чего ждать от нового премьера правительства Сирии
Молодым в IT у нас дорога
Промышленность,
Бизнес стал еще лояльнее к разработчикам без опыта