Интервью

Дорогой инноваций

Что изменит высокоскоростная магистраль Москва — Санкт-Петербург

Дорогой инноваций
Одна из сессий предстоящего Петербургского международного экономического форума будет посвящена высокоскоростным магистралям (ВСМ). Строительство первой ВСМ в России — между Москвой и Санкт-Петербургом — ведется в рамках нацпроекта «Эффективная транспортная система». Ожидается, что магистраль станет катализатором масштабных технологических и экономических изменений на десятилетия вперед. Как выстроена модель реализации проекта и кто стоит за масштабным инженерным рывком — в нашем материале.

Движущая сила

Инициатором строительства высокоскоростной магистрали выступил президент России Владимир Путин. Во время посещения завода «Уральские локомотивы» (ГК «Синара»), где создаются поезда для ВСМ, он отметил важность проекта: «Эта работа станет, должна стать, первым, стартовым этапом развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России. А это принципиально другой уже, конечно, уровень технологий и транспортных услуг, современные рабочие места и передовые компетенции, новые возможности для граждан и наших регионов».

На прошедшем на площадке предприятия совещании по вопросу строительства ВСМ глава государства подчеркнул: «Сама по себе готовность браться за такие сложнейшие проекты и способность их реализовать — это своего рода интегральный показатель нашего возросшего технологичного, научного, кадрового, индустриального потенциала. Это новые компетенции, и, судя по всему, мы подошли к тому, чтобы их реализовывать».

Роль базового заказчика 41 серийного инновационного поезда для ВСМ и технического консультанта по строительству двух головных образцов доверена Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК). Еще в августе 2024 года она проавансировала строительство поездов, что позволило производителю приступить к работе.

Как базовый заказчик ГТЛК мониторит весь цикл производства, включая цепочки кооперации.

Это особенно важно с учетом того, что поезда будут построены по российскому проекту, не имеющему аналогов в мире, и из отечественных комплектующих, многие из которых производятся впервые специально под проект ВСМ

В производственную кооперацию для организации серийного выпуска вовлечены порядка 100 российских производителей компонентов, в координации которых ГТЛК также принимает активное участие.

Отметим, что ГТЛК имеет опыт реализации сложных и капиталоемких инфраструктурных проектов, таких как порт Лавна в Мурманской области, в открытии которого в марте 2025 года принял участие президент Российской Федерации Владимир Путин.

Также компания выступает в качестве базового заказчика транспорта в рамках реализации четырех национальных проектов и 11 программ с государственным финансированием, в том числе в области авиации, судостроения, железнодорожного транспорта и беспилотных авиационных систем.

Инновации под заказ

Производство и поставка поездов для ВСМ финансируются из средств синдицированного кредита: ГТЛК заключила договор с синдикатом банков на 223,4 млрд руб. ГТЛК передаст поезда в лизинг концессионеру «ВСМ Две столицы» на 20 лет

«Над проектом трудятся опытные и компетентные специалисты железнодорожной отрасли. Сотрудники ГТЛК, которые вовлечены в реализацию проекта, обладают опытом по разработке, запуску и эксплуатации таких электропоездов, как „Сапсан“, „Аллегро“, „Ласточка“. А также опытом эксплуатации и ремонта первого советского скоростного поезда ЭР200. Такие компетенции позволяют нам разговаривать с разработчиками и производителем нового поезда на одном языке. Наше участие в крупных инфраструктурных проектах, отлаженный механизм господдержки и льготного лизинга, умение синхронизировать и учитывать интересы государства, бизнеса и банков — все это способствует нашей серьезной работе над проектом ВСМ», — прокомментировал генеральный директор ГТЛК Евгений Дитрих.

Строительство первой ВСМ Москва — Санкт-Петербург — пилотный проект, не имеющий аналогов опыт развития высокоскоростного железнодорожного сообщения в России.

В пресс-службе РЖД подчеркнули: «Речь идет о принципиально новом для нашей страны уровне технологий и транспортных услуг, передовых компетенций в железнодорожной отрасли. Создаются новейшие системы управления движением поездов, диагностики инфраструктуры и подвижного состава, прогнозирования пассажиропотоков, которые обеспечат качественную организацию движения и высочайший уровень безопасности».

Основной сборочной площадкой сегодня выступает завод ООО «Уральские локомотивы». Здесь модернизируются существующие производственные мощности, возводятся новые цеха, наращиваются необходимые компетенции, разрабатываются новые системы управления и конструкционные материалы.

Генеральный директор «Синара-Девелопмент» Тимур Уфимцев рассказал: «На территории завода „Уральские локомотивы“ в Верхней Пышме строится комплекс по производству высокоскоростных поездов. До конца 2026 года будет возведено пять новых объектов общей площадью 67 тыс. кв. м. В комплекс войдут корпус для формирования компонентов кузова, корпус для проведения пусконаладки электропоездов, испытательный центр тягового привода, конструкторский центр и административный корпус».

Инновационные поезда обеспечат не только высокую скорость (от 350 км/ч) при низком уровне шума и вибрации, но и максимальный комфорт для 450 пассажиров в 8 вагонах (с возможностью увеличения состава), включая специальные условия для маломобильных пассажиров. Поезда спроектированы для работы в диапазоне температур от −40 °C до +40 °C. В их производстве используются легкие композиты для энергоэффективности и удаленный интеллектуальный мониторинг.

В реализации ВСМ примут участие и крупные предприятия, расположенные по пути следования магистрали. Так, Тверь планирует привлечь к проекту Тверской вагоностроительный завод «Трансмашхолдинга». А стройматериалы для дороги будет поставлять завод, который построят в Новгородской области — на предприятии будут работать около тысячи человек.

Скоростная агломерация

Если создание подвижного состава задает технологическую рамку проекта, то строительство магистрали — его пространственную и социальную архитектуру. Пилотная ВСМ пройдет через шесть субъектов России, где проживает около 20% населения страны. Время следования между городами на маршруте сократится в несколько раз. В пути поезд будет делать 17 остановок, включая конечные пункты. Каждый из них станет крупным пересадочным узлом и драйвером экономического и инфраструктурного роста прилегающих территорий.

Строительство высокоскоростной магистрали направлено на стимулирование развития регионов и их транспортной доступности.

Одним из ключевых эффектов станет перераспределение транспортных потоков. Уже сегодня загрузка «Сапсанов», курсирующих между Москвой и Санкт-Петербургом, достигает 100%. ВСМ позволит не только разгрузить существующую инфраструктуру, но и значительно увеличить пассажиропоток. По оценке «Российской газеты», к 2030 году направление Москва — Тверь — Великий Новгород — Санкт-Петербург сможет обслуживать 43,4 млн пассажиров в год, 7,6 млн из которых — благодаря проекту ВСМ.

Помимо позитивных изменений в сфере транспорта, проект даст мощный импульс экономике. Вдобавок в шести регионах, по которым пройдет ВСМ, появятся новые точки притяжения — здесь планируется строительство почти 4 млн кв. м жилья.

Повышение транспортной доступности сделает более привлекательными для жизни и инвестиций регионы, которые ранее оставались на периферии центров деловой и туристической активности. Существенное сокращение времени в пути до популярных направлений создаст новые возможности для внутреннего туризма и повысит интерес к малоосвоенным маршрутам.

Кроме того, реализация проектов ВСМ даст ощутимый импульс развитию реального сектора экономики в регионах, через которые пройдет магистраль. Ожидается, что проект создаст более 250 тыс. новых рабочих мест. Поддержка малого и среднего предпринимательства (МСП) как составляющей крупных проектов с государственным участием — еще одно направление деятельности ГТЛК: в 2024 году компания участвовала в реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство» через «зонтичные» поручительства Корпорации МСП.

В Санкт-Петербурге, например, запланировано строительство двух вокзальных комплексов — в центре и в районе станции Обухово-II. На деловой карте города появятся еще два индустриальных кластера, а в каждом — сотни рабочих мест.

Всего же за время строительства и первые 20 лет эксплуатации ВСМ бюджет Новгородской области может получить более 154 млрд руб. дополнительных налоговых поступлений, в том числе за счет увеличения турпотока с 1,7 млн до 3,5 млн человек, что приведет к повышению уровня жизни в регионе.

Эффект от запуска проекта почувствуют не только субъекты, через которые пройдет магистраль. Уже на подготовительном этапе проект сформировал спрос на новые материалы, оборудование и цифровые решения, всего же к его реализации будут привлечены предприятия более чем из 20 регионов, а общий объем заказов составит около 500 млрд руб.

Высокая скорость — практический результат

Проект ВСМ Москва — Санкт-Петербург — это не просто транспортная инициатива, а инструмент комплексного развития. Он соединяет регионы, создает устойчивый пассажиропоток, стимулирует рост деловой активности и дает импульс для модернизации промышленности и инфраструктуры

Можно ожидать, что вовлечение крупнейших российских предприятий, активизация спроса на материалы и оборудование отечественного производства, а также развитие кадрового потенциала поспособствуют укреплению внутренних экономических связей.

Это, в свою очередь, создаст устойчивую основу для перехода к следующему этапу — широкому внедрению современных технологических решений в транспортной сфере. А отлаженный механизм взаимодействия государства, финансовых институтов и бизнеса позволит проекту развиваться в заданном направлении и выйти на стабильную траекторию реализации.

Все эти факторы позволяют рассматривать проект ВСМ как потенциальный ориентир для новой модели организации пассажирских и грузовых перевозок, а также как важный шаг в создании единой транспортной инфраструктуры и повышении технологического развития и суверенитета России.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Как проходит обновление парка подвижного состава
Промышленность, 17 ноя 09:00
Что происходит с мировой транспортно-логистической отраслью
Промышленность, 15 ноя 09:30
Зачем в России строится ВСМ
Промышленность, 13 ноя 08:30
Кто выиграл от введения санкций против российских авиакомпаний
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр