На последнем издыхании
За первые 9 месяцев текущего года объем нового лизингового бизнеса увеличился почти на 6% и составил 2,63 трлн руб., следует из данных исследования «Эксперт РА». При этом количество сделок сократилось на 1 тыс., до 344 тыс. контрактов. Но вот средняя стоимость одного лизингового договора выросла почти на 28%, с 12,4 до 15,8 млн руб., что существенно превышает не только заявленный уровень инфляции, но и, например, средние темпы роста цен на импортные легковые автомобили — за первые 9 месяцев текущего года они прибавили в цене 23%. Это объясняется прежде всего ростом ключевой ставки ЦБ России, к которой привязаны практически все лизинговые контракты.
Кроме того, увеличению средней суммы лизингового договора в немалой степени поспособствовал рост объема сделок в корпоративных сегментах, которые отличаются длительными сроками и, соответственно, большим размером финансовых надбавок.
Важно отметить, что основной рост нового лизингового бизнеса за первые 9 месяцев этого года пришёлся на конец отчетного периода. Если в I полугодии его объем оказался сопоставим с аналогичным периодом прошлого года, то в III квартале он вырос практически на 15%. Едва ли не главная причина такой динамики — разовые крупные сделки двух крупных игроков, повторение которых в ближайшем будущем не гарантировано. «Без учета этих сделок динамика объема нового лизингового бизнеса оказалась бы отрицательной и составила минус 7% к аналогичному периоду прошлого года», — заявил на пленарной дискуссии управляющий директор «Эксперт РА» Руслан Коршунов.
Генеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг» Вячеслав Спиров, выступив на конференции, отметил на рынке две ключевые тенденции: первая — это рост ключевой ставки, вторая — высокие объемы продаж прошлого года, благодаря которым в значительной степени был удовлетворен отложенный спрос за предыдущие периоды. Совокупность этих факторов привела к тому, что лизинговый рынок практически перестал расти.
Розница ушла в минус
Если рассматривать ситуацию на лизинговом рынке по сегментам, то в целом можно отметить, что розничный сегмент падает, а корпоративный — формально демонстрирует рост. Так, объем нового лизингового бизнеса всех розничных сегментов за первые 9 месяцев нынешнего года сократился на 4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом худшую динамику показали грузовые автомобили (падение на 12% или на 90 млрд руб.) и строительная техника (на 18% или почти на 69 млрд руб.). Ситуация с грузовым автотранспортом отражает неблагоприятную экономическую конъюнктуру из-за продолжающегося роста цен и высокой стоимости лизинговых услуг, ограничивающих спрос.
Очень похожая ситуация наблюдается и со строительной техникой. Спрос на нее уменьшился главным образом из-за замедления темпов роста строительного сектора на фоне завершения программ по льготной ипотеке и снижении покупательской способности населения из-за роста стоимости недвижимости и удорожания кредитов. В последнем случае свою роль сыграло повышение ставки ЦБ. «В текущих рыночных условиях строительные компании снижают инвестиционную активность, чтобы избежать в дальнейшем накопления нереализованных объектов недвижимости», — отмечается в исследовании «Эксперт РА».
Впрочем, есть и такие розничные сегменты, которые продемонстрировали завидный рост. Это различная сельскохозяйственная техника — она выросла в общей сложности на 5%. Но на общих показателях нового объема лизинга розничного сегмента это практически не отразилось.
Две сделки — и вышли в плюс
А вот в корпоративном сегменте ситуация, на первый взгляд, намного лучше — здесь отмечается всего лишь снижение темпов роста, пусть и весьма значительное. За первые 9 месяцев текущего года объем нового лизингового бизнеса корпоративных сегментов увеличился на 53% против 114% годом ранее.
Сектор авиационного транспорта и водных судов продолжает испытывать сложности в связи с отсутствием необходимых комплектующих, способных заместить иностранные аналоги. В результате производство этой продукции ограничено мизерными партиями, а то и единичными экземплярами. По данным «Эксперт РА», воздушные и водные суда продемонстрировали снижение нового бизнеса на 20% и 53% соответственно.
А положительную динамику корпоративным сегментам обеспечили лизинг железнодорожной техники и недвижимости. Первый вырос почти на 150 млрд руб., а второй — на 122 млрд руб. При этом основной рост сегмента железнодорожной техники пришелся на III квартал нынешнего года благодаря крупным контрактам Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), в августе подписавшей контракт на поставку 41 высокоскоростного поезда для ВСМ Москва-Санкт-Петербург.
Что же касается недвижимости, то здесь основной прирост лизинга также пришелся на III квартал нынешнего года и обусловлен разовыми сделками компании «СберЛизинг», фокусирующейся на сдаче в аренду торговых площадей, офисов и складов.
Не допустить дефолта
Едва ли не самый важный момент заключается в том, что на рынке лизинга резко — почти вдвое — вырос объем изъятого из-за неплатежеспособности клиентов имущества. В относительных значениях этот объем составляет всего 2,8%, но есть все основания полагать, что это только начало негативной тенденции. «Качество активов лизинговых компаний находится под давлением», — заявил на пленарном заседании Руслан Коршунов. По его словам, по итогам первых 9 месяцев доля обесцененных активов уже составила 4,4%, тогда как годом ранее — только 2%.
Рецепта, как избежать кризиса, руководители лизинговых компаний пока не выработали. «В следующем году главной задачей станет поиск вменяемого финансирования, — заявил на пленарном заседании председатель совета директоров „Совкомбанк Лизинг“ Артём Языков. — Но надо понимать, что мегарегулятор будет ужесточать нормативы, требования к капиталу для крупнейших заемщиков. В этой ситуации вся банковская отрасль будет испытывать дефицит капитала».
Впрочем, по словам гендиректора «РЕСО-Лизинг» Рустама Назарова, «ничего нового пока не происходит — мы все это проходили в 2008–2009 годах»: «У нас в лизинговой отрасли еще не было крупных корпоративных дефолтов, и хочется верить, что все компании справятся с ситуацией. Потому что, если кто-то из участников рынка допустит дефолт, то финансирование лизинга могут просто закрыть».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag