Интервью

В сухом остатке

Аудит расходов смазочных материалов экономит миллионы

В сухом остатке
Траты на топливо и масла — в числе ключевых расходов автотранспортных компаний. Между тем руководство предприятий редко осознает, какую выгоду сулит профессиональный учет смазочных материалов, которые, как известно, применяются не только в автомобилях.

Равнодушно взирать

«Задумывались ли вы над тем, сколько труда вложено в смазочное масло? Глубоко залегает нефть в недрах земли. Нелегко найти ее, пробурить скважину иногда глубиной в несколько километров и извлечь нефть на поверхность земли. Целая армия ученых работает над созданием высококачественных масел, над подбором масел для машин и двигателей. На сложных заводах получают из нефти смазочные масла. И вот готовое масло часто издалека доставляется к вам, уважаемый товарищ! В ваших руках оказывается судьба и чудесного по своим свойствам масла, и замечательных машин. Неужели, зная все это, можно небрежно обращаться с маслом, загрязнять его и равнодушно взирать на капли масла, падающие на землю?» — увещевал читателя советский ученый Константин Папок в своей книге 1953 года.

Сегодня пафос советского времени кажется немного наивным, но на многих предприятиях и в наши дни подход к закупкам, учету и расходованию масел мало отличается от того, что был полвека назад. Руководители производств, похоже, не представляют, что без всякого ущерба для дела и техники можно сократить расходы на миллионы рублей в год.

Контрольная работа

Группа «ЛУКОЙЛ» — это вертикально интегрированная нефтяная компания. Это значит, что она осуществляет весь процесс: от добычи и переработки нефти до производства и реализации готовой продукции, от бензина до битума. Смазочными материалами занимается отдельное дочернее предприятие, которое в своей области «вертикально интегрирует процессы»: от создания рецептур масел до анализа потребления смазочных материалов и технических жидкостей «на местах» — на крупных автопредприятиях, горно-обогатительных комбинатах, электростанциях и других промышленных объектах.

Номенклатура смазочных материалов и технических жидкостей, выпускаемых под маркой «ЛУКОЙЛ», включает почти восемь сотен позиций: от простой индустриальной «веретенки», которую использовали и полвека назад, до масел для самых сложных современных автомобильных двигателей

Как утверждают эксперты, у каждого второго клиента перерасход смазочных материалов составляет минимум 15%. Причины самые разные. От банальных потерь вследствие неправильного хранения и транспортировки — тех самых падающих на землю капель, ведь где-то масло до сих пор носят в ведрах, — до элементарных хищений, которые списывают на повышенный расход, связанный с возрастом техники.

Когда специалисты ЛУКОЙЛа изучают потребление смазочных материалов на конкретном предприятии, они не только отмечают все недостатки, связанные с учетом и хранением, но и вносят предложения, как можно сократить реальное потребление.

Например, в одни двигатели с учетом рекомендации производителя следует заливать более густое масло, а в других, более современных имеет смысл использовать масло с пониженной вязкостью, что не отразится на ресурсе, но уменьшит до 3% расход топлива.

В сухом остатке

Работа в полях

Все сказанное выше может показаться теоретическими, кабинетными рассуждениями, если бы компания в рамках договора не бралась наладить «смазочные» процессы от первой до последней мили.

Вы представляете себе карьерный самосвал грузоподъемностью 230 тонн? Машина высотой 7 метров за всю свою жизнь может ни разу не выехать на дороги общего пользования: ее привезут к месту службы в разобранном виде. Мощность двигателя карьерного самосвала такой грузоподъемности — 2,5 тыс. л. с., но более впечатляют заправочные объемы. Почти 300 л масла в двигатель и почти 1 тыс. л специальной жидкости из разряда смазочных материалов в гидравлическую систему.

И если гидравлическую жидкость, как правило, меняют два раза в год — перед началом зимнего и летнего сезонов, то масло в моторе вырабатывает моточасы за две-три недели, поскольку самосвалы работают практически в круглосуточном режиме.

И менять масло приходится не в теплом, светлом сервисе, а в полевых условиях — в далеких карьерах вне зависимости от окружающей температуры, которая в местах добычи полезных ископаемых может колебаться от +35°C до —45°C. Однако эту работу можно передоверить специалистам, которые подвезут нужный объем масла по месту требования, зальют, поменяют фильтры и заберут отработку.

Также на предприятии можно установить подогреваемые емкости, из которых не получится незаметно взять масло на долив — каждая операция заносится в систему электронного учета.

Еще одна неочевидная возможность сэкономить — экспресс-анализ смазочных материалов, который показывает, насколько оправданна замена масла «по регламенту». Бывает, что срок замены можно продлить без ущерба для техники, а иногда выясняется, что условия эксплуатации столь сложны, что с точки зрения ресурса выгоднее сократить межсервисные пробеги.

Масляные реки в большом хозяйстве состоят из множества мелких ручейков. Главное — не пускать процесс на самотек, считают эксперты. И добавляют: «Если вы не считаете — вы не контролируете».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, Вчера 21:30
МЭА представило новый долгосрочный прогноз по росту спроса на углеводороды
Чем грозит «Лукойлу» срыв сделки с Gunvor
Промышленность, 23 окт 20:00
Как на российской нефтяной отрасли отразятся новые санкции
Промышленность, 17 окт 08:40
Кто конкурирует с Россией на мировом рынке СПГ
Свежие материалы
Пассажир на высоте
Кто выиграл от введения санкций против российских авиакомпаний
Нефти предрекли светлое будущее
Промышленность,
МЭА представило новый долгосрочный прогноз по росту спроса на углеводороды
Врачам прописали трудоустройство
Общество,
Как распределение после медвуза скажется на комплектовании медучреждений