Равнодушно взирать
«Задумывались ли вы над тем, сколько труда вложено в смазочное масло? Глубоко залегает нефть в недрах земли. Нелегко найти ее, пробурить скважину иногда глубиной в несколько километров и извлечь нефть на поверхность земли. Целая армия ученых работает над созданием высококачественных масел, над подбором масел для машин и двигателей. На сложных заводах получают из нефти смазочные масла. И вот готовое масло часто издалека доставляется к вам, уважаемый товарищ! В ваших руках оказывается судьба и чудесного по своим свойствам масла, и замечательных машин. Неужели, зная все это, можно небрежно обращаться с маслом, загрязнять его и равнодушно взирать на капли масла, падающие на землю?» — увещевал читателя советский ученый Константин Папок в своей книге 1953 года.
Сегодня пафос советского времени кажется немного наивным, но на многих предприятиях и в наши дни подход к закупкам, учету и расходованию масел мало отличается от того, что был полвека назад. Руководители производств, похоже, не представляют, что без всякого ущерба для дела и техники можно сократить расходы на миллионы рублей в год.
Контрольная работа
Группа «ЛУКОЙЛ» — это вертикально интегрированная нефтяная компания. Это значит, что она осуществляет весь процесс: от добычи и переработки нефти до производства и реализации готовой продукции, от бензина до битума. Смазочными материалами занимается отдельное дочернее предприятие, которое в своей области «вертикально интегрирует процессы»: от создания рецептур масел до анализа потребления смазочных материалов и технических жидкостей «на местах» — на крупных автопредприятиях, горно-обогатительных комбинатах, электростанциях и других промышленных объектах.
Номенклатура смазочных материалов и технических жидкостей, выпускаемых под маркой «ЛУКОЙЛ», включает почти восемь сотен позиций: от простой индустриальной «веретенки», которую использовали и полвека назад, до масел для самых сложных современных автомобильных двигателей
Как утверждают эксперты, у каждого второго клиента перерасход смазочных материалов составляет минимум 15%. Причины самые разные. От банальных потерь вследствие неправильного хранения и транспортировки — тех самых падающих на землю капель, ведь где-то масло до сих пор носят в ведрах, — до элементарных хищений, которые списывают на повышенный расход, связанный с возрастом техники.
Когда специалисты ЛУКОЙЛа изучают потребление смазочных материалов на конкретном предприятии, они не только отмечают все недостатки, связанные с учетом и хранением, но и вносят предложения, как можно сократить реальное потребление.
Например, в одни двигатели с учетом рекомендации производителя следует заливать более густое масло, а в других, более современных имеет смысл использовать масло с пониженной вязкостью, что не отразится на ресурсе, но уменьшит до 3% расход топлива.
Работа в полях
Все сказанное выше может показаться теоретическими, кабинетными рассуждениями, если бы компания в рамках договора не бралась наладить «смазочные» процессы от первой до последней мили.
Вы представляете себе карьерный самосвал грузоподъемностью 230 тонн? Машина высотой 7 метров за всю свою жизнь может ни разу не выехать на дороги общего пользования: ее привезут к месту службы в разобранном виде. Мощность двигателя карьерного самосвала такой грузоподъемности — 2,5 тыс. л. с., но более впечатляют заправочные объемы. Почти 300 л масла в двигатель и почти 1 тыс. л специальной жидкости из разряда смазочных материалов в гидравлическую систему.
И если гидравлическую жидкость, как правило, меняют два раза в год — перед началом зимнего и летнего сезонов, то масло в моторе вырабатывает моточасы за две-три недели, поскольку самосвалы работают практически в круглосуточном режиме.
И менять масло приходится не в теплом, светлом сервисе, а в полевых условиях — в далеких карьерах вне зависимости от окружающей температуры, которая в местах добычи полезных ископаемых может колебаться от +35°C до —45°C. Однако эту работу можно передоверить специалистам, которые подвезут нужный объем масла по месту требования, зальют, поменяют фильтры и заберут отработку.
Также на предприятии можно установить подогреваемые емкости, из которых не получится незаметно взять масло на долив — каждая операция заносится в систему электронного учета.
Еще одна неочевидная возможность сэкономить — экспресс-анализ смазочных материалов, который показывает, насколько оправданна замена масла «по регламенту». Бывает, что срок замены можно продлить без ущерба для техники, а иногда выясняется, что условия эксплуатации столь сложны, что с точки зрения ресурса выгоднее сократить межсервисные пробеги.
Масляные реки в большом хозяйстве состоят из множества мелких ручейков. Главное — не пускать процесс на самотек, считают эксперты. И добавляют: «Если вы не считаете — вы не контролируете».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag