Интервью

Вертолеты раскрутили импортозамещение

Авиакомпании в 2024 году получили плановый объем винтокрылых машин

Вертолеты раскрутили импортозамещение
Фото: Егор Алеев/ТАСС
Согласно Комплексной программе развития авиатранспортной отрасли (КПГА) до 2030 г., в прошлом году авиапром должен был выпустить на рынок 76 новых вертолетов. Помимо 55 штук Ми-8 предполагались поставки 11-ти Ми-171А2, четырех легких «Ансатов», двух Ка-32, трех Ми-171А3 и одного «транспортника» Ми-26Т2/ТС. Речь только о гражданской технике, выпуск вертолетов для нужд армии не раскрывается. Как выяснил «Эксперт», поставки вертолетов в прошлом году были выполнены полностью по меньшей мере по инвестпроекту на средства Фонда национального благосостояния (ФНБ), а это 30 машин Ми-8МТВ-1. Об этом «Эксперту» рассказали в пресс-службе Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК), которая выбрана поставщиком данных машин.

Рекорд поставок

«Среди поставленной в 2024 году техники есть, например, воздушные суда типов Ми-8 и Ка-32», — сообщили «Эксперту» в пресс-службе «Вертолетов России» («ВР»), но не стали отвечать на вопрос, были ли поставлены все 76 машин. Также там не уточнили, сколько именно Ка-32 было поставлено; известно лишь, что один такой пожарный вертолет точно получил Московский авиационный центр (МАЦ) в самом конце года.

По заказу компании ежегодно производится больше половины всех гражданских вертолетов в стране. Причем инвестпроект за средства ФНБ является на сегодня единственным государственным инструментом льготных поставок, уверяют два источника «Эксперта», близких к Минпромторгу. Инвестпроект по обновлению вертолетного парка был принят кабмином в феврале 2023 г. Он предполагает поставку 86 вертолетов модификаций Ми-8 в 2023–2025 гг. российским эксплуатантам (в постановлении правительства упоминаются 18 авиакомпаний, но поставки могут быть осуществлены и в адрес «иных эксплуатантов»). Через ГТЛК идут поставки вертолетов коммерческим операторам. Государственные структуры по этому контракту машины не получают. Объем вложений в проект оценивается в 44,5 млрд руб. Все эти средства будут выделены из Фонда национального благосостояния (ФНБ). Вертолеты передаются перевозчикам в лизинг на 15 лет.

Согласно графику поставок по проекту ФНБ, к концу 2024 г. операторы должны были получить 56 новых машин (26 штук были поставлены в 2023 г.). Кроме этого, еще 10 вертолетов поставлены по старой госпрограмме от 2019 г. по обновлению вертолетного парка с предоставлением госсубсидии. В результате всего за прошлый год ГТЛК поставила 40 новых машин, что стало для нее рекордным показателем.

Из 30 Ми-8МТВ-1 в прошлом году больше всего (10 единиц) получил крупнейший вертолетный оператор России компания Utair. По две машины получили перевозчики «Конверсавиа», «Вологодское авиапредприятие», «Авиация Колымы», авиакомпания «Ельцовка», а также «Камчатское авиационное предприятие» (КАП, входит в государственную объединенную дальневосточную авиакомпанию «Аврора»). Последние две машины изначально должен был получить другой, частный, перевозчик с Камчатки — «Витязь Аэро». Но в октябре прошлого года Росавиация отозвала у последней лицензию на перевозки после катастрофы с ее вертолетом в августе, в которой погибли 22 человека.

По одной машине получили «Чукотавиа», «Красавиа», «2-ой Архангельский авиаотряд», «Геликс Аэро», «Панх», «Баргузин», «Поляр Авиа», «Водолет», «Комиавиатранс» и авиакомпания «Лидер».

Ускоренное импортозамещение

Численность парка вертолетов в России на протяжении нескольких последних лет снижается, сообщал кабмин. Это связано с выбытием вертолетов из эксплуатации по окончании срока действия ресурса (в основном за счет списания вертолетов Ми-2). Около 70% парка вертолетов в стране старше 25 лет, поэтому процесс выбытия будет только ускоряться.

Еще в 2022 г., когда на всю российскую авиаотрасль обрушились масштабные санкции, представитель «ВР» Игорь Паньшин на профильном форуме объяснял, что производитель теперь вынужден мобилизовать все ресурсы, чтобы «обеспечить ускоренное импортозамещение по всему модельному ряду выпускаемых вертолетов». Бо́льшую часть новых вертолетов планировалось сертифицировать в 2024 г., а сертификация Ка-62, как наиболее подверженного факторам импортозамещения, была намечена на 2025 г. Ми-171А3 предполагалось сертифицировать в пассажирском варианте к концу 2023 г., а в поисково-спасательном — в 2024-м. По вертолету Ка-32А11М получение одобрения главного изменения (ОГИ) к сертификату в окончательном облике ожидалось также к концу 2024-го, как и ОГИ на модернизированный «Ансат-М» с новым оперением, двигателями ВК-650В, отечественной топливной системой и полностью российским бортовым радиоэлектронным оборудованием.

«Холдинг продолжает работу над развитием новейших модификаций вертолетной техники. Так, Ми-171А3 и Ка-32А11М прошли необходимые испытания и сертификацию. Ведется серийное производство машин этих типов. В 2025 году запланированы поставки Ми-171А3 заказчикам», — сообщил «Эксперту» представитель «ВР».

«Заказчикам (в 2024 г. — „Эксперт“) поступили вертолеты Ми-8, Ка-32, а также Ми-38, — сообщил, в свою очередь, представитель „Ростеха“ (в который входят „Вертолеты“). — Поставки Ми-171А3 стартуют в этом году, машина уже прошла сертификацию и производится серийно. Хороший прогресс есть и по программе импортозамещения „Ансата“. В частности, для этого вертолета практически готов российский двигатель ВК-650В, который заменит моторы иностранного производства». Согласно КПГА, поставка двух Ми-38 должна была состояться еще в 2023 г.

Несмотря на обновление вертолетного парка, опрошенные «Экспертом» источники в отрасли указали на отсутствие новых регулярных авиамаршрутов на вертолетах. «Вертолетные перевозки на федеральном уровне не субсидируются. Средства на их развитие идут из региональных и в ряде случаев муниципальных бюджетов», — пояснил один из источников «Эксперта» в отрасли.

При этом нет и предпосылок к появлению новых вертолетных маршрутов, размышляет собеседник: во-первых, население «медвежьих углов» не возрастает, следовательно, и потребность в таких полетах не увеличивается; во-вторых, не у всех регионов растут бюджетные возможности для субсидирования перевозок.

По словам старшего директора группы корпоративных рейтингов АКРА Александра Гущина, идеальным было бы наладить производство каждого типа воздушных судов в достаточной степени: и вертолетов, и магистральных воздушных судов, и самолетов малой авиации, — так как каждый из них выполняет свой вид перевозки и заместить одно другим не получится.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag


Материалы по теме:
Промышленность, 26 дек 17:00
Производитель Superjet хочет расширить число поставщиков запчастей самолетов
Промышленность, 24 дек 10:42
Новый аэропорт Мурманска вдвое увеличит пропускную способность
Компания развивает импортозамещение в машиностроении
Как происходит импортозамещение в энергетическом машиностроении
Свежие материалы
Банк России отправил в коррекцию акции и облигации
Финансы,
Решение ЦБ не помешал Индексу Мосбиржи установить многомесячный рекорд
Повышение откладывается
Финансы,
ЦБ не стал менять ключевую ставку, но риторика осталась жесткой
Британское правительство метит в яблочко кибербезопасности
Технологии,
Зачем от Apple требуют ключи доступа к iCloud