Пьеса «Старший сын» давно перешла в разряд классических. Она не сходит со сцены — сначала советской, а потом российской — с момента ее первой постановки в конце шестидесятых. Популярности пьесе добавила удачная экранизация Виталия Мельникова с Евгением Леоновым и тогда только восходящими звездами Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским. Время действия — шестидесятые, место — квартира в пригородном районе, где живет семейство Сарафановых. Ночью в нее вторгаются двое опоздавших на электричку молодых людей. Ради того, чтобы где-то провести ночь, они убеждают обитателей квартиры в том, что один из них приходится им родственником — сыном главы семьи Андрея Сарафанова.
В этой пьесе сейчас кажется все несколько наивным. Зрителям нужно вспомнить о тех временах, когда двери в дома могли не закрываться на замок, а имя, отчество и фамилию ее владельца можно было прочитать на почтовом ящике. Таковы исходные условия, заданные драматургом для того, чтобы сюжет сдвинулся с места. Двое молодых людей: Бусыгин и Сильва легко проникают в чужую квартиру и также легко вводят в заблуждение ее обитателей. И здесь дело не только в их невероятной харизме и изворотливости, а в той доверчивости, какой еще обладали люди второй половины двадцатого века.
Именно эту доверчивость и сложнее всего прожить на сцене. Александр Семчев как раз тот самый актер, кто может быть убедительным в этой роли и интерпретировать ее по-своему, не повторяя приемы, продемонстрированные в экранизации пьесы Евгением Леоновым. Он из тех, кому удалось переломить актерскую судьбу и перейти из комиков в разряд артистов, умеющих играть на сцене и в кино трагических персонажей. Это было связано еще и с трансформацией тела — несколько лет назад бывшее рекламное лицо пива «Толстяк» сбросил почти центнер.
Его актерская карьера перезагрузилась во многом благодаря режиссёру Константину Богомолову — именно он открыл в Семчеве новые грани таланта. Одна из ролей, которую актер сыграл в его спектаклях — Хоботов в «Дяде Леве» по пьесе Леонида Зорина «Покровские ворота». Хоботов и Сарафанов — персонажи одного и того же типажа. Это наивные беспомощные идеалисты, которые оказываются способны на сильный поступок.
Еще один герой из галереи наивных и доверчивых персонажей, созданных Александром Семчевым — трагический Шарль Бовари из спектакля Андрея Прикотенко «Бовари» в Театре Наций. И в каждой роли он оказывался уместен и убедителен. На вопрос журналистов, не боится ли он сравнений с Евгением Леоновым, Семчев ответил: «При всем моем уважении, Евгений Павлович пользовался своими штампами при создании этой роли. Зная, какими мазками он работал в каждой картине, я делал эту роль, исходя из моего личного опыта общения с детьми. Евгений Павлович сделал одну историю. У нас история другая».
Режиссер спектакля Андрей Калинин работает в аскетичном пространстве Новой сцены с минималистичной сценографией. От этого пьеса еще больше выбивается из ряда бытовых в категорию притчей. Сюжет пьесы Александра Вампилова принято интерпретировать не только как историю о возвращении блудного сына, но и о как историю о всеобщем братстве людей. Андрей Калинин понимает, что сейчас эта идея выглядит сомнительной: «Но надо же к чему-то стремиться, — сказал он журналистам после спектакля — Нас же всех что-то объединяет. И мне хочется рассказывать как раз такие светлые мифы».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag