Наиболее сильное эмоциональное действие выставка в МАММ может оказать на тех, у кого остались воспоминания о том, как праздновали Новый год в XX веке. На фото Дмитрия Васина 1939 г. дети украшают елку, делая вид, что не обращают внимания на то, что на них направлена камера. Все в валенках. Это елка в детском доме. Она обвешана украшениями до такой степени, что дерево под ними можно разглядеть с большим трудом. За спиной у одного из героев фотографии виднеется лозунг. На шеях повязаны пионерские галстуки. Повсеместное празднование Нового года получило распространение в СССР всего лишь за три года до этого момента, и фотография демонстрирует образец украшения елки как коллективного действия. Среди игрушек можно разглядеть самолет, остальные — бумажные фрукты и флажки.
Детдом в Борках. Дети украшают елку. 1939 г.Фото: Сергей Васин/Собрание МАММ
Фото Аркадия Шайхета 1957 г. перемещает зрителей в одну из комнат московской коммунальной квартиры на улице Правды. На нем — 10 детей. Все они из первого послевоенного поколения. В углу стоит непременный атрибут праздника — наряженная елка. К потолку подвешены надувные шары, имитирующие елочные игрушки. Внимание большинства детей приковано к шару, который не висит на нитке, а подброшен к потолку, но один из мальчиков, единственный одетый в комбинезон, внимательно смотрит в объектив. На фото можно разглядеть детали быта тех времен, в том числе портрет Модеста Мусоргского на стене, по которому можно догадаться, что комната принадлежит любителям классической музыки, тюлевые занавески на окнах.
Новогодний праздник в жилой комнате коммунальной квартиры на улице Правды, Москва. 1957 г.Фото: Аркадий Шайхет/Собрание МАММ
На фото Семена Мишина-Моргенштерна, сделанном в первой половине 1960-х гг., образ советского Нового года радикально меняется: на нем появляются мужчина и женщина, извлекающие дорогостоящие предметы из сколоченного из фанеры ящика. Это подарки. Оба элегантно одеты. Мужчина в галстуке. У женщины тщательно уложены волосы. Среди подарков — проигрыватель пластинок и часы. Женщина радостно смотрит на объемистую бутыль с парфюмом. Это рекламный образ благополучия: период выживания закончился и теперь советские люди могут себе позволить красивую одежду и развлечения. На стене висит картина с изображением крымских гор. Она без подписи, но зато в позолоченной раме — еще одна примета пришедшей в жизнь советских людей роскоши.
Выбор подарков. 1960–1965 годы.Фото: Семён Мишин-Моргенштерн/Собрание МАММ
К этому же периоду относится фотография празднования Нового года в Кремлевском дворце съездов Евгения Халдея. И здесь тоже царит атмосфера благополучия. В костюмах на мужчинах разнообразия нет — у всех они темного цвета, все в белых рубашках с одинаково повязанными галстуками. И только у одного под костюмом джемпер с V-образным вырезом, что делает его непохожим на остальных. Женские наряды куда разнообразнее — это можно разглядеть даже на черно-белом снимке. Шерстяной платок, наброшенный на плечи, туфли на высоком каблуке. Мужчины и женщины стоят друг за другом, руки — на талии впередистоящего. На первом плане — аккордеонист. Это только входящий в моду финский танец «Летка-енка». Детей на этом, как и на предыдущем фото, нет.
Танцуют все! Новогодний праздник в Кремлевском Дворце съездов. 1963 г.Фото: Евгений Халдей/Собрание МАММ
Новый год на фотографиях 1960-х гг. снова превращается в праздник не только для детей, но и для взрослых, каким он и был до 1917 г. Самое начало XX века представлено на выставке цветными фотографиями. У первых посетителей выставки это вызвало удивление. На вопрос участника экскурсии, кто же их раскрашивал, директор МАММ Ольга Свиблова пояснила, что именно так цвет пришел в фотографию: «Каждое фото красилось вручную. Напечатать это было нельзя. Это был отдельный жанр».
Искусствовед Ладимира Артемова в ответ на вопрос «Эксперта», какие ассоциации у нее вызывает эта выставка, призналась, что испытывает сложную эмоциональную гамму: «Какие-то фотографии вызвали растерянность и грусть, а некоторые — удивление. Например, эта фотография („Празднование Нового года в московской школе № 204. Дети в карнавальных костюмах“, Сергей Васин): 1937 г., дети-мажоры празднуют и радуются празднику, а, возможно, в соседней квартире кого-то арестовывают в этот момент...»
Художник Михаил Молочников в ответ на вопрос «Эксперта» о том, какое на него впечатление произвела выставка, заметил, что она позволяет совершить путешествие во времени и узнать о том, какими были традиции встречи Нового года в России: «Спасибо Ольге Свибловой, потому что она, на мой взгляд, делает одни из лучших выставок в Москве. А открытки я люблю еще и потому, что сам использую их в своих коллажах».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag