Интервью

Писателям вручили фантастические премии

Подведены итоги литературного конкурса «История будущего»

Писателям вручили фантастические премии
Фото: пресс-служба международной литературной премии «История будущего»
6 ноября в Москве, в музее «Атом» на ВДНХ, состоялась церемония награждения лауреатов первой международной литературной премии в области научной фантастики «История будущего». Общий призовой фонд составил 5 млн руб.

Темой конкурса стала «Мир XX века и вызовы для человечества». Участникам предложили представить, что человечество уже преодолело многие проблемы, с которыми ему приходилось сталкиваться в прошлом: голод, бедность, болезни. Старение удалось существенно замедлить, энергии более чем достаточно. Автоматизация производства и искусственный интеллект позволили удовлетворить базовые потребности и обеспечить высокий уровень жизни большей части населения. Каждый человек имеет доступ к образованию. Человечество переживает новый культурный ренессанс, а технологии становятся источником появления новых форм искусства. Организаторы премии предложили авторам задуматься: какие проблемы и вызовы могут возникнуть в таком будущем?

Центральной темой фантастических рассказов, присланных на конкурс, стала трансформация человеческого организма и эксперименты с человеческой природой. Более 2 тыс. текстов, поступивших не только из России, но и стран Африки, Азии, Южной Америки и Европы, были исследованы аналитиками ВЦИОМ, который выступил в качества партнера премии, с помощью искусственного интеллекта. По словам генерального директора Фонда ВЦИОМ Константина Абрамова, главным героем самых популярных сюжетов остается обычный, немодифицированный человек. Фантасты продолжают исследовать фантастические миры через призму привычного человеческого опыта, эмоций и моральных дилемм.

Главный враг протагониста — безликая система, корпорации, правительства, вышедший из-под контроля искусственный интеллект. По мнению специалистов ВЦИОМ, эти сюжеты отражают восприятие власти как децентрализованной, сетевой, алгоритмизированной. Ключевая технология — искусственный интеллект. Она так или иначе присутствует во всех произведениях и становится источником перемен. Искусственный интеллект формирует модель будущего, в которой трансформация человека становится обыденностью. В этих условиях фантасты диагностируют как социальный вызов «кризис идентичности» и задаются вопросом: что значит быть человеком, когда технологии меняют его природу.

У зарубежных авторов — более сбалансированное видение будущего: они обращают внимание не только на искусственный интеллект, но и на геномное редактирование и робототехнику.
«Мы увидели, что, несмотря на различие культур и географий, авторов объединяет поиск гармонии между технологическим прогрессом и человечностью, — заключил Константин Абрамов. — В центре их внимания — не просто гаджеты и космические корабли, а этические дилеммы, контакт между разумом и чувствами и, что особенно важно, вера в то, что наука и технологии должны служить во благо человека».

Жюри под председательством Андрея Геласимова выбрало победителями «Истории будущего»: в международной номинации «Лучший рассказ на иностранном языке» — Леонида Алирио Мариньо Мурильо с рассказом «Парадокс Юпитера»; в номинации «Лучший рассказ» — Рагима Джафарова с рассказом «Псипатриарх»; в номинации «Лучший рассказ для детей и подростков» — Марину Аницкую с рассказом «Гостья с Земли».

Литературная премия «История будущего» учреждена Фондом «Атом» при поддержке Госкорпорации «Росатом». Она создана для поиска новых авторов, чьё творчество основано на идеях технологического оптимизма и позитивных сценариях будущего, где наука и прогресс служат во благо человечества. «История будущего» задумывалась как площадка, объединяющая научную мысль, литературное творчество и глобальное сообщество фантастов, стирая границы между ними. На церемонии награждения лауреатов первой международной литературной премии в области научной фантастики было объявлено, что она станет ежегодной.

Андрей Тимонов
Андрей Тимонов, директор департамента коммуникаций Госкорпорации «Росатом»:

С проблемой визуализации будущего мы столкнулись примерно 2 года назад. Мы всегда позиционируем себя как компанию будущего — ведь мы работаем с технологиями, которые принципиально меняют качество жизни людей, не только в России. И в ходе одной из выставок мы решили это будущее нарисовать.

Поскольку референсов под рукой было немного, мы обратились за помощью к нейросети. Она выдала нам очень красивые картинки: высотки, подпирающие яркое голубое небо, между ними — летающие машины. Всё было так эффектно анимировано, что мы искренне обрадовались: «Наконец-то хоть кто-то нам будущее нарисовал!»

А через 3 месяца случился Петербургский международный экономический форум — и оказалось, что нейросеть поняла, что от неё требуется, и нарисовала этот образ будущего примерно всем. На каждом втором стенде были те же самые картинки: безумные высотки, обвитые зеленью, и между ними — летающие автомобили.

Недавно я попал ещё на одну выставку, посвящённую будущему, и увидел всё ту же картинку — только теперь между высотками летали не только машины, но и электропоезда. Зачем, почему — понять невозможно.

Я стал разбираться и выяснил, что произошёл своего рода культурный перелом. Его причины, как мне кажется, лежат в социологии — и именно там я их сейчас и ищу: мы с главой ВЦИОМ Валерием Фёдоровым ведём большой разговор о том, почему случилось именно так, а не иначе. Обратите внимание: в Советском Союзе (я сам вырос в СССР) было огромное количество фантастики. Даже те, кто не застал СССР, знают эти бренды — Кир Булычёв, Алиса Селезнёва, «Через тернии к звёздам», Иван Ефремов, «Туманность Андромеды», «Отроки во Вселенной». Прошло уже полвека, а они до сих пор обитают в нашем культурном пространстве.

На своих публичных лекциях я часто задаю один и тот же вопрос: назовите хоть одно фантастическое произведение об оптимистичном будущем, не апокалиптическое, созданное в России за последние 30 лет — по которому снят фильм или сделана игра. Единственный пример — фильм «Сто лет тому вперёд», вышедший в прошлом году, но и он является ремейком советского сериала «Гостья из будущего».

У нас есть корпоративная задача: мы позиционируем себя как компанию, формирующую технологический ландшафт завтрашнего дня. Мы работаем с технологиями атомной энергетики четвёртого поколения: термоядерным реактором, квантовыми компьютерами, 3D-печатью донорских органов. Это — наше ценностное предложение для будущих сотрудников: «Вы приходите не просто в большую успешную компанию, а туда, где создают технологии завтрашнего дня». При этом мы не забываем, что «Росатом» — государственная корпорация, и одна из наших задач — вселять уверенность в завтрашний день, развивать проект оптимистичного будущего. Мы хотим вернуть моду на мечту — как бы странно это ни звучало. Научить людей мечтать не только о новом айфоне или других материальных благах, а о чём-то большем — о том, о чём мечтала страна 40–50 лет назад.

Когда я был мальчишкой, по-настоящему хотел стать космонавтом и полететь в космос. Кажется, что на такие мечты сейчас есть дефицит, и с помощью такого рода конкурсов мы хотим его возместить. Как научить людей мечтать? Надо взять тех, кто умеет это делать, и сказать: «Делайте, как они, делайте лучше их!»

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, Вчера 11:50
Фильмы о ядерной войне и ее последствиях, которые надо посмотреть
Культура, 7 ноя 15:20
В Новоуральске Свердловской области пройдет первый театральный фестиваль «Луч»
Культура, 5 ноя 20:26
Зрители впервые увидят полностью Тетралогию Алексея Рыбникова
Культура, 4 ноя 09:00
Вышел сериал о жизни русских беженцев в Константинополе 1920-х
Свежие материалы
Поезд покидает атмосферу
Почему в мире не построен ни один Hyperloop
Мегатонны на испытательном сроке
В мире,
Как США стали лидерами по числу ядерных взрывов, а СССР — по совокупной мощности