Ребенок, как существо, наделенное мистическими силами, источник какой-то неведомой, не поддающейся рациональному определению опасности, — сюжет, подробно разработанный в американском кинематографе и до недавних пор почти не встречавшийся в отечественном. Российский сериал «Наследники. Дар крови», показ которого начался на неделю раньше «Прошлого», нарушает эту традицию и тоже делает подростков полноправными участниками мистических событий и в какой-то степени источниками опасности. Но «Наследники» — это фэнтези, которое если и пугает, то не страшно. «Прошлое» — это полноценный психологический триллер, пытающийся навевать страх и даже ужас.
Молчаливый мальчик Ноа, с ангельской внешностью, переживает мистические видения, которые провоцируют у него приступы агрессии. Во время первого терапевтического сеанса он что-то выкрикивает на неизвестном языке и Илай Адлер расшифровывает послание: это просьба о помощи. Но чья она — мальчика или того, кто с ним таинственным образом связан? Илай Адлер пытается раскрыть загадку личности мальчика. Вскоре выясняется, что она имеет значение не только для пациента, но и для него самого.
«Прошлое» навевает ностальгические чувства благодаря не только Билли Кристалу, но и своим жанровым особенностям. История про мальчика с необычными способностями тоже выплыла откуда-то из прошлого века. Тогда главным рассказчиком подобных историй был Стивен Кинг, создававший ими параллельную реальность, не вписывающуюся в каноны ни научной, ни религиозной картины мира. Но с тех пор как Джоан Роулинг написала своего «Гарри Поттера», мистические проявления детей перешли в категорию художественной нормы. И вот ребенок снова совершает переход из рационального мира в область непознаваемого.
«Прошлое» — это еще и детектив. И здесь его самый очевидный референс — «Шестое чувство» М. Найта Шьямалана, в котором детский психиатр расследовал собственное убийство. Первоначальное направление поисков Илая Адлера может оказаться ложным. Чем сильнее он углубляется в личность Ноа, тем больше загадок всплывает на поверхность и тем более размытой становится граница между явью и сном.
Происходящее на экране слишком предсказуемо. Спустя четверть века после премьеры «Шестого чувства» ничего нового о взаимоотношениях детского психиатра и его подопечного с необычными способностями не придумано. Интрига, которая заключена в таинственном мальчике, выглядит слишком слабой для того, чтобы рассказывать ее в течение десяти серий. Действие провисает уже в первых двух эпизодах, каким бы атмосферным оно ни было и каким бы обаятельным ни представал на экране Билли Кристал. Даже мистические видения и те выглядят однообразными. Мальчик снова и снова кричит, бросается на людей, психиатр силится ему помочь, но как это сделать, он не понимает.
Возможно, сериал «Прошлое» из разряда тех, что стоит смотреть с конца. Прежде чем взяться за весь десяток серий, хочется заранее знать — а разгадка того стоит?
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag