Интервью

Свободная трасса

Кто и как катается в Архызе

Свободная трасса
Фото: УК Архыз
В прошлом году на «FTT-2024: Форуме туристических территорий» было объявлено, что аэропорт в горнолыжном курорте Архыз примет первых пассажиров в 2029 г. Строить его будет компания «Аэропорты Регионов» при финансовой поддержке ВЭБ.РФ. Главный редактор «Эксперта» съездил в «Архыз» в самый разгар горнолыжного сезона и убедился, что возможности курорта выбраны далеко не в полной мере.

«Мы разработали и планы развития для курортных территорий Северного Кавказа — Домбая и Архыза. Их выполнение расширит возможности для комфортного отдыха зимой и летом. И путешественники станут прилетать в аэропорт, который будет построен в Карачаево-Черкесской Республике», — говорил премьер Михаил Мишустин, выступая в середине марта с отчетным докладом в Госдуме.

Аэропорт в его выступлении прозвучал не случайно. Карачаево-Черкесская республика появилась на административной карте России только в 1992 г. и Черкесск — единственный в стране региональный центр, в котором никогда не было своего аэропорта. Он остался в Ставропольском крае, куда в советское время входила Карачаево-Черкесская автономная область.

Сейчас самый простой способ добраться до горнолыжного курорта из столицы — долететь до Минеральных Вод (3,5 часа), поторговаться в аэропорту с таксистом (30 минут), доехать на машине в Архыз (4 часа).

Когда-то должен появиться и новый автомобильный путь на курорт — система тоннелей протяженностью почти 15 км, связывающий склоны Карачаево-Черкесии со склонами Краснодарского края, точнее, с Красной Поляной. Эта дорога спроектирована, но, судя по скепсису, с каким говорят о ее строительстве местные чиновники, ждать ее появления предстоит еще минимум 10 лет, тогда как аэропорт, который строит компания «Аэропорты Регионов» при финансовой поддержке ВЭБ.РФ, может появится уже в 2029 г.

arhiz-3.jpg Фото: УК Архыз

Отсутствие аэропорта — это сейчас главный фактор, сдерживающий приток лыжников в Архыз. Зато еще как минимум три сезона можно радоваться отсутствию очередей на подъемниках, практически свободным трассам и относительно простому поиску свободного места в ресторанах.

Собственно, сам курорт Архыз сегодня — это две деревни: Романтик и Лунная поляна, расположенные в непосредственной близости от подъемников. Сейчас достраиваются деревни Фестивальная и Дукка. Каждая деревня — со своей спецификой: от дискотек всю ночь напролет до тихого семейного отдыха с отбоем в 23.00. Управляет курортом группа компаний «Мантера», далеко не новичок в гостиничном бизнесе. У нее есть несколько отелей в Сочи и Красной поляне, построила она две гостиницы и в Архызе.

Управляющей компании надо отдать должное — в курортных деревнях нет никакого «шанхайстроя», все гостиницы (а частного жилья тут тоже не видно) выдержаны в едином стиле, явно подсмотренном где-то в Церматте. Дикая застройка с арендой 1,5 тыс. за койку в хостеле осталась гораздо ниже, на подъездах к курорту. Впрочем, горнолыжные трассы открыты для всех, а на подъездах к деревням оборудованы парковки для приезжих.

Немного сухих цифр. На курорте проложено суммарно 27 километров горнолыжных трасс, преимущественно синего и красного уровня сложности. Работают девять подъемников, как кабинных, так и кресельных. Предельная отметка, на которую можно подняться в кабинке, — 3030 метров. Неподготовленному туристу на такой высоте будет сложно дышать, поэтому задерживаться не стоит: слез с подъемника и тут же катись вниз.

До 2030 года планирует запустить еще шесть канатных дорог и довести протяженность трасс до 57 км. Есть куда расти. Для сравнения, протяженность трасс в модном алтайском Манжероке — 50 км, в менее модном Шерегеше — 37 км, а в откровенно переоцененной Красной Поляне — 102 км.

Есть в Архызе легенда (а может быть, и не легенда) о том, как в 2019 г. в поселок приехали французские специалисты, чтобы заняться налаживанием подъемников. Зимой началась пандемия «ковида», границы закрылись, так французы и остались в Архызе до конца 2021 г. Зато за это время ударными темпами запустили все запланированные подъемники.

arhiz-2.jpg Фото: УК Архыз

Курортные гостиницы — 4–5 звезд, комфортные, но без излишеств. За последние два года открылось шесть новых отелей, в том числе пятизвездные Pino и Grand Snow. «Мантера» готовит к сдаче бутиковый апарт-отель Villa Monte и построила на его крыше обсерваторию для наблюдения за звездами — явный отсыл к расположенной по прямой в 180 км от Архыза знаменитой Баксанской обсерватории. Всего на курорте сейчас чуть больше 1600 номеров, но застройка и реновация гостиниц активно продолжается. Только в этом году должно появиться пять новых отелей. Почти половина туристов — жители КЧР и Ставропольского края. Из приезжих преобладают, понятное дело, москвичи.

Что действительно удивляет тех, кто не первый год ездит кататься на лыжах — отсутствие очередей на нижних станциях подъёмников. Для тех, кто успел постоять на сочинских склонах минут сорок в ожидании каждого подъема, Архыз — это, конечно, картинка из идеального горнолыжного мира. В этом году, как говорят работники курорта, выпало рекордно много снега, и катание, очевидно продолжится до конца апреля. Курорт сейчас в той самой стадии, когда возможности инфраструктуры (а подъемники могут принять до 9600 человек в час) превышают количество туристов даже на пике сезона. Собственно, новый аэропорт призвал эту пропорцию выровнять.

Интересно, что в Архызе летний турпоток растет даже быстрее зимнего. За год он прирос на 32%, в то время как зимний на 20%. Для отдыхающих без лыж, «пальтошников», как их называют работники подъемников, прокладывают всесезонные прогулочные тропы, внизу планируется проложить велодорожки между деревнями, а еще на курорте продолжит работу самый высотный в стране байк-парк, рассказывает гендиректор УК «Архыз» Роман Киранчук.

По данным Министерства туризма КЧР, в 2024 г. курорт посетили более 1 млн туристов — на 20% больше, чем годом ранее. А к 2030 г., как раз после открытия аэропорта, турпоток может достигнуть 2 млн человек ежегодно.

Каким будет аэропорт Архыз

Новый аэропорт получит взлетно-посадочную полосу размерами 3000×45 метров и перрон на 10 мест стоянок воздушных судов с возможностью дальнейшего увеличения до 23. Пассажирский терминал будет оснащен тремя телетрапами и четырьмя выходами на посадку. Перед терминалом будет обустроена парковка на 340 машиномест. Терминал получит двор-атриум с живыми растениями и зеленую кровлю. Пропускная способность терминала составит 1 тыс. пассажиров в час.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Путешествия, 19 авг 18:33
Чем отели в горах порадуют в межсезонье
Путешествия, 24 ноя 12:25
Что посмотреть в Историко-художественном музее Серпухова
Путешествия, 12 сен 2024 12:40
Что посмотреть в Гороховце
Путешествия, 11 сен 2024 08:00
Как туристы расширяют биоразнообразие Кроноцкого заповедника
Свежие материалы
Потребительский вызов
Как инновации меняют нашу жизнь
Формула прорыва
Как резиденты «Сколково» меняют экономику страны
Масштабные интересы
Как «Сколково» помогает индустриальным лидерам внедрять инновационные технологии