Впервые я оказалась в Серпухове еще в советские времена, мне было 13 лет, с тех пор туда очень долго не приезжала, а за последние три года побывала четыре раза и каждый раз посещала Серпуховский музей. Моим главным потрясением, которое, собственно, меня и подтолкнуло подробнее изучить этот музей, стала одна сборная выставка в подмосковном музее «Новый Иерусалим», которая примерно на 80% состояла из картин Серпуховского художественного музея — от Верещагина и Шишкина до Коровина и Айвазовского, Поленова и Левитана... Но это классика. А вот что Серпуховский музей на той выставке представил сразу четыре картины Наталии Гончаровой — такого я ожидать никак не могла. На самом деле в постоянной коллекции музея Гончаровой гораздо больше, её картины там часто находятся в ротации, и такому собранию одной из самых знаменитых художниц русского авангарда может позавидовать любой крупный музей мира.
Смотреть картины Наталии Гончаровой в Серпухове нужно обязательно. Самые знаменитые там «Бабы с граблями» (1909), «Хоровод» (1910) и «Письмо» (1913).
Впечатляет и сам особняк, в котором находится Серпуховский историко-художественный музей. Усадьба Мараевых, старинный дом розового цвета, построенный в ХIХ веке. Мараевы — серпуховские купцы и фабриканты, богатый род старообрядцев. Последняя хозяйка усадьбы сохранила в нём прекрасную музейную коллекцию. Анна Васильевна Мараева, купчиха первой гильдии, осталась вдовой в 37 лет, было у неё восемь детей, четыре дочери и четыре сына, их фотографии и биографии есть на стендах на центральном входе музея.
Анне Васильевне пришлось очень нелегко в жизни. Почти 10 лет она судилась с двоюродным братом покойного мужа за наследство. У старообрядцев тогда было сложно с юридическими нюансами, ей надо было доказать, что все дети — прямые наследники ее покойного мужа. Но все-таки наследство она отстояла и в самом конце ХIХ века выкупила коллекцию картин и антикварных вещей у известного коллекционера Мерлина, чиновника по особым поручениям у московского генерал-губернатора. Эта коллекция и стала основой Серпуховского историко-художественного музея. Залы разного стиля и интерьера, предметы быта, мебель, посуда, личные вещи Анны Васильевны, переданные в дар её внучкой и, конечно, картины. Сам дом построен известным архитектором Романом Клейном (его проекты — музей Изобразительных искусств на Волхонке, ЦУМ, фабрика «Красная роза»).
В 1918 году всё имущество Мараевых было национализировано. Какое-то время Мараевы ещё жили в своём доме. В этот период там останавливался Иосиф Сталин, будучи членом Реввоенсовета штаба Южного фронта, который размещался в этом особняке. Сталин жил на втором этаже, в бывшем кабинете Анны Васильевны.
После национализации удалось сохранить интерьеры дома и всю коллекцию. Здесь был краеведческий музей, потом художественный. Саму Анну Васильевну из дома выгнали, жила она очень трудно, у знакомых, умерла в 1928 году.
Благодаря тому, что семья Мараевых — старообрядцы, в Серпухове сохранился ещё один уникальный музей, он находится рядом с основным особняком. Это старообрядческая православная церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Проектировал церковь архитектор Ольгерд Пиотрович. Строилась она четыре года и была закончена в 1912 году. Церковь однокупольная, но с традиционной шатровой колокольней. Она полностью сохранилась внешне и внутренне. Вся кладка из красного кирпича, включая плитку в основании фундамента храма, поставлена немецкой фирмой Villeroy&Boch.
Церковь эта до сих пор действующая, она принадлежит как Серпуховскому историко-художественному музею, являясь его филиалом, так и старообрядческой общине Серпухова. Здесь по праздникам, на Рождество и Пасху проходят службы.
Церковь была построена на средства Анны Мараевой. Она выделила деньги на строительство церкви из приданого, отложенного для дочери Анфисы, трагически погибшей после падения с лошади в возрасте 25 лет. Анфиса умерла незамужней, а деньги, ей положенные как приданое, мать вложила в храм, построив его и в память о дочери: в иконостасе есть икона святой Анфисы.
Попасть внутрь храма можно только с экскурсией, для этого нужно позвонить в музей и записаться на конкретное время. Это стоит того. Исторический вход в церковь Покрова Пресвятой Богородицы закрыт, внутрь можно пройти с бокового входа через крыльцо. Пол, своды, потолок, окна и, конечно, иконостас полностью сохранились. Десятки икон, оклады, ткани, мебель церковная, рукописные книги — всё можно рассматривать близко.
Иконы есть очень редкие и необычные, в основном XVIII век — сразу после окончания строительства храма они были пожертвованы семьей Мараевых.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag