В цифрах экономика Германии формально сохраняет место в пятерке самых крупных экономик мира. Однако, в ноябре 2024 г. экспорт Германии сократился на 2,8% по сравнению с октябрем и составил €124,6 млрд. Пошел на снижение и импорт — он потерял 0,1% по сравнению с предыдущим месяцем и составил €111,2 млрд. Профицит торгового баланса в октябре 2024 г. снизился с €16,9 млрд до €13,4 млрд по сравнению с сентябрем.
Уровень инфляции в Германии медленно идет вверх. Цены на товары и услуги выросли примерно на 2,2% по сравнению с ноябрем 2023 г.
Показатель безработицы составляет 2,774 млн человек. Это на 168 тыс. человек больше данных прошлого года. В итоге Федеральному агентству по трудоустройству пришлось выплатить €726 млн пособий по безработице, что более чем в два раза превысило сумму, заложенную в бюджете.
По данным Института экономических исследований Лейбница в Галле, число банкротств фирм за октябрь 2024 г. в Германии выросло до 1530. Это на 48% больше, чем в октябре 2023 г. Больше случаев банкротств было зарегистрировано лишь однажды — в 2004 г.
Все это — отражение структурных проблем немецкой экономики. В их основе лежат проблемы промышленного сектора, особенно автомобилестроения и металлургии. Ухудшение отношений с Россией после 2022 г. и вызванный этим рост цен на энергоносители, проигранная конкуренция с китайскими автопромом, а также ужесточение экологических требований заставляют немецкие компании сокращать расходы или переносить производства в США.
Согласно анализу мюнхенского Института экономических исследований Ifo, промышленные компании в Германии всё более пессимистично оценивают собственную конкурентоспособность. Причинами в опросе были названы высокие цены на энергоносители, бюрократия, и налоговое бремя. Оценки итальянских и французских промышленных компаний были выше среднего показателя по ЕС, а пессимизм немецких компаний в оценке собственной конкурентоспособности отправил Германию в конец списка вместе с Бельгией, Австрией и Финляндией. Тревожные ожидания лишь укрепились после избрания президентом США Дональда Трампа, обещавшего ввести высокие пошлины на иностранные товары.
Очевидно, что проблемы Германии как крупнейшей европейской экономики оказывают влияние и на ЕС, т.к. его экономическое развитие фактически имеет немецкий двигатель. К примеру, почти 52% импорта Германии поступает из ЕС. От четверти до трети экспорта Чехии, Польши, Венгрии, Румынии и Словакии приходится на Германию. В целом страны — члены ЕС получают примерно €290 млрд в год за счет экспорта в Германию. Поэтому немецкая стагнация оказывает значительное влияние на еврососедей, причем гораздо большее, чем нулевой рост во Франции и Италии, торговые связи которых с другими странами ЕС менее выражены.
Следовательно, общеевропейские усилия для восстановления экономики Германии необходимы в неменьшей степени, чем собственно немецкие. Так считает исполнительный директор Торгово-промышленной палаты Германии Мартин Ванслебен: «Национальные правительства имеют ограниченные возможности. Если Европа не предпримет решительных шагов по сокращению госрегулирования, восстановление экономики останется недостижимой мечтой».
«Социально-экономическое развитие Германии последних лет показало, что немецкий бизнес в основном ориентируется на приоритеты во внешней и внутренней политике, заданные правительством. Крупные германские компании в значительной степени делегировали стратегическое планирование международным консалтинговым компаниям, утратив лоббистские компетенции, основанные на собственном определении целеполагания», — считает научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Артем Соколов.
Высокопоставленные чиновники Германии неоднократно подчеркивали, что проблемы немецкой экономики носят структурный характер. На это снова обратил внимание президент Бундесбанка Йоахим Нагель, представляя прогноз на 2025 г. По его словам, реальный ВВП с в 2024 г. снизится на 0,2%, (к прошлому году) а в следующем году вырастет всего на 0,2%. В 2026 и 2027 гг. этот показатель вырастет на 0,8% и 0,9% соответственно. Инфляция в 2025 г. снизится лишь незначительно — с 2,5% в среднем за год до 2,4%, но с 2026 г. прогнозируется постепенное снижение ее уровня до 2%.
Программу восстановления экономики предлагает «экономический либерал и социальный консерватор» Фридрих Мерц — основной кандидат на пост канцлера. Его программа предполагает снижение налогов, уменьшение количества регулирующих мер и пособий, отмену отдельных постановлений правительства Шольца (в частности возврат к использованию атомной энергии и более лояльное экологическое законодательство в отношении автоконцернов), сокращение соцвыплат «отказникам» от предлагаемых биржей труда вакансий, и создание государственного инвестиционного фонда с условием его использования на нужды развития инфраструктуры.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag