Интервью

НАТО пять процентов

Североатлантический альянс согласовал повышение оборонных расходов в 2,5 раза

НАТО пять процентов
Фото: Sem van der Wal/EPA
Страны НАТО по итогам завершившегося 25 июня саммита альянса в Гааге обязались к 2035 г. направлять на оборону до 5% от ВВП. Это в 2,5 раза выше нынешнего уровня в 2%, о котором североатлантические союзники договорились еще в 2006-м. «Эксперт» спросил у политологов, что стоит за новым решением НАТО: серьезные намерения перестроить экономику Европы на военные рельсы или всего лишь попытка задобрить президента США Дональда Трампа?

«Мы увидим военно-промышленного монстра вблизи наших границ»

Иван Тимофеев
Иван Тимофеев

Генеральный директор Российского совета по международным делам, программный директор Международного дискуссионного клуба «Валдай», доцент МГИМО МИД России:

Я бы не стал рассматривать решение стран НАТО о повышении военных расходов до 5% ВВП как чисто декларативное. Настроения в Европе ястребиные, очевиден курс на милитаризацию. До реального достижения заявленного уровня еще достаточно далеко, однако сам факт того, что европейцы согласились поставить такую цель, конечно, вызывает тревогу.

5% ВВП — это огромные деньги, это очень большая доля оборонных расходов. Мы хорошо помним, как в 2010-х гг. в НАТО ставилась цель достичь оборонных расходов в 2% от ВВП, с какой неохотой европейские гранды — Германия и Франция — на это пошли и как долго потом затягивали движение к этой цели. Подстегнул их лишь украинский конфликт в 2022-м.

Впрочем, нашлись и энтузиасты — Польша, страны Балтии, которые довольно быстро превысили уровень в 2%. Они, особенно Польша, весьма активно модернизируют свои вооруженные силы и сегодня, но даже при всем их военном энтузиазме 5% — это очень большая цифра.

Можно предположить, что значительную часть в ней составят вложения не столько в саму армию, сколько в военно-промышленный комплекс. Наверняка речь во многом пойдет про создание производств двойного назначения, которые будут в том числе проходить и по линии оборонных бюджетов. То есть в реальности эти 5% окажутся расходами не только непосредственно на оборону, но и на промышленность, что, собственно, и позволит достичь желаемого уровня.

Это потребует огромных ресурсов, но вместе с тем может разогнать экономический рост. Он, конечно, будет весьма специфичен, за счет пассивов, но тем не менее расти промышленность будет. То же, что происходит сегодня в России — рост промпроизводства за счет военной продукции, — вскоре будет происходить и в ЕС.

Словом, в перспективе мы увидим возрождение военно-промышленного монстра вблизи наших государственных границ. Конечно же, ничего хорошего это не сулит, кроме гонки вооружений.

«Малым странам НАТО придется нести повинность перед членами альянса с развитым ВПК»

Дмитрий Офицеров-Бельский
Дмитрий Офицеров-Бельский

Эксперт клуба «Валдай», руководитель Группы комплексных исследований Балтийского региона Центра изучения стратегического планирования Института мировой экономики и международных отношений РАН:

Перед европейцами давно стоит вопрос об «индустриализации 4.0» — новом витке, который связан с роботизацией, цифровизацией и возвращением производств, когда-то отданных на аутсорсинг в Азию. Новые оборонные планы позволят отчасти достичь этих целей: страны, у которых есть военно-промышленный комплекс, основательно его загрузят, что также приведет к загрузке остальной промышленности, начиная с предприятий-подрядчиков ВПК и далее по цепочке. Правда, для европейского населения в этом ничего хорошего нет, ведь производить всё-таки будут пушки, а не масло.

Если же говорить про малые европейские страны, входящие в НАТО, у которых никакого ВПК нет, то им придется в том или ином виде нести повинность перед теми членами альянса, у которых ВПК есть, — закупками ли у них вооружений, участием ли в их оборонных компаниях и т.д.

С одной стороны, в результате получится, что половина Европы будет вынуждена платить либо США, либо нескольким крупнейшим европейским экономикам. Те, в свою очередь, приобретут еще больше веса, влияния и контроля внутри блока.

Впрочем, возникает вопрос: а хватит ли европейского пирога на всех? Речь вот о чем: те самые малые европейские страны в оборонку наверняка вкладывать будут не собственные средства (откуда им у них взяться?), а полученные из общеевропейских фондов.

Пример — та же Эстония, которая при одном из самых высоких по НАТО уровне расходов на вооружение все эти затраты с лихвой отбивает инвестициями из различных европейских фондов, которые направляются в инфраструктуру, социальную сферу и т.д.

Другой пример — Польша, активно развивающая свою оборонную программу и при этом выступающая крупнейшим приобретателем из европейских фондов. В одном только нынешнем бюджетном периоде поляки безвозмездно получили 200 млрд евро, которые никому отдавать не будут. И это не говоря о всевозможных льготных кредитах.

«О реальной самостоятельной обороне и стратегической автономии Европы речи не идет»

Алексей Чихачев
Алексей Чихачев

Доцент кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, ведущий эксперт Центра стратегических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ, эксперт клуба «Валдай»:

Не стоит относиться к новой цели НАТО как к исключительно декларативной. В свое время был скепсис и по поводу 2% от ВВП, но тем не менее почти все страны альянса этого показателя к сегодняшнему дню достигли. Представляется, что пусть и не сразу, пускай в ходе очень долгого и мучительного процесса, но со временем они всё же приблизятся к новой планке.

В том, что все европейские члены НАТО под ней подписались, следует видеть определенный сигнал, который адресован президенту США: Европа готова быть надежным союзником Штатов, так что отказывать европейцам в поддержке не стоит. Ни о какой реальной самостоятельной обороне и стратегической автономии Европы даже при выделении 5% ВВП на оборону речи, конечно, не идет.

Поскольку цифра эта очень большая, сам генсек НАТО Марк Рютте предложил именно на военные расходы отводить только 3,5% от ВВП, а оставшиеся 1,5% добирать за счет других статей, которые к обороне и безопасности можно отнести в широком смысле.

Допустим, модернизация инфраструктуры, дорог, мостов, портовых терминалов и т.д. — да, напрямую к военным нуждам это может и не относиться, но в широком смысле все эти объекты, конечно же, имеют стратегическое значение и в оборонное строительство вписываются. При этом такая модернизация будет иметь положительные эффекты для гражданской экономики, то есть получается связка: ВПК как двигатель развития всей экономики страны.

Прибалтийские страны и Польша, понятно, будут двигаться к ней активнее всех, но страны эти дотационные, так что тратят они не свои деньги. Шансы приблизиться к новой цели есть у Дании, Норвегии, Швеции, Финляндии, чьи экономики имеют некоторый запас прочности.

Среди отстающих выделяются две крупные европейские экономики — Испания и Италия, которые и переживают экономический кризис, и не испытывают энтузиазма насчет наращивания оборонных расходов. Впрочем, я бы не сказал, что они либо кто-то еще внутри НАТО будет новый показатель сознательно саботировать. Просто будут двигаться медленнее остальных и попытаются для себя выпросить исключения и обходные схемы.

«Достигать поставленной цели Европа всерьез не намерена»

Дмитрий Суслов
Дмитрий Суслов

Заместитель директора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ, заместитель директора исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике:

В реальности всё НАТО целиком на уровень в 5% от ВВП свои оборонные затраты не выведет, да никто этого всерьез и не ждет. Цель принятого решения — задобрить Трампа, снизить его раздражение альянсом, уменьшить вероятность выхода США из НАТО (которая, правда, и без того равна нулю). И конечно же, попытаться подтолкнуть американского президента к отказу от попыток нормализации отношений с Россией.

В Европе хотят, чтобы Трамп видел: европейцы идут ему навстречу, являются хорошими союзниками, а значит, следует их поощрить. Как это сделать? Ввести новые антироссийские санкции, предоставить новую военную помощь киевскому режиму, вернуться на позиции Байдена с его попытками нанести России стратегическое поражение.

Впрочем, понятно, что к 2035 г. Трампа точно уже не будет, так что ключевые западные СМИ в открытую пишут: достигать поставленной цели Европа всерьез не намерена.

Фактически выйти на уровень в 5% имеют шансы лишь те страны, которые способны убедить свое население в экзистенциальности этой задачи, то есть те, чьи правительства сегодня лидируют в антироссийской истерии. Прежде всего это страны Балтии и Польша.

Тогда как западноевропейские страны и тем более южноевропейские Россию в качестве экзистенциального врага не видят. Их население тяжело будет убедить в том, что Россия представляет достаточно серьезную угрозу для затягивания поясов и выхода на рельсы военной экономики. А без этого ни о каких 5% речи быть не может.

Дело в том, что в Европе мало кто может себе позволить наращивать оборонные расходы раздуванием внешнего долга — у таких стран, как Франция, Италия, Великобритания, он и без того огромен, как и дефицит бюджета. Поэтому более чем вдвое нарастить оборонку можно лишь путем урезания других расходов, главным образом социальной сферы. Лидеры этих стран понимают: если они возьмутся всерьез сокращать соцрасходы, их правительства попросту рухнут. Одно только это само по себе является фундаментальным ограничителем.

Оборонные расходы членов НАТО, в % от ВВП на 2024 г.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
В мире, 1 авг 20:30
Как устроены новые американские внешнеторговые тарифы
В мире, 1 авг 14:30
Что стоит за решением ряда стран признать Палестину
В мире, 28 июл 17:50
Останется ли Сербия союзником России
В мире, 21 июл 21:48
Правящий блок Японии впервые за 70 лет потерял большинство в обеих палатах
Свежие материалы
Как показывает практика
Студенты не хотят работать бесплатно
Пришло время долговых бумаг
Рынок облигаций достиг годового максимума
Тарифы против ВПК
Мнения,
Как торговая война США скажется на ее оборонной промышленности