Интервью

Заграница им поможет

Почему иммигранты создают успешный бизнес

Заграница им поможет
Фото: Tim Mossholder/Unsplash
Вклад иммигрантов в экономики приютивших их стран непропорционально велик, и это придает диаспорам всё возрастающий вес. «Эксперт» с помощью исследования Гарвардской школы бизнеса HBS выясняет, почему не нашедшие себя на родине предприниматели оказываются намного успешнее на чужбине.

Сделай сам

Предприниматели, для которых Америка не является родиной, составляют сегодня около трети (30,9%) всех бизнесменов в США — четверть века назад таковых было только 13,3%. Это выяснили экономисты Гарвардской школы бизнеса (HBS), изучив свежую статистику делового ландшафта Соединенных Штатов, представленную ежегодным обзором Annual Business Survey. Согласно ABS, именно в компаниях, учрежденных новыми американцами, быстрее всего растет число патентов на изобретения и внедрение инноваций. Статистика основана на данных по 300 тысячам компаний.

В 2020 г. 21,5% самозанятых в США оказались выходцами из других стран в первом колене (по сравнению с 14% в начале века). В таких штатах, как Калифорния и Нью-Йорк, число иммигрантов — владельцев фирм превышает 40% от общего числа зарегистрированных там компаний.

Натурализованные американцы являются основателями или со-основателями таких передовых компаний, как SpaceX, Tesla, Nvidia и Google (в последней со-основателем является выходец из России).

Иммигранты активно осваивают место под американским солнцем не только числом, но и качественно. По данным, приведенным в исследовании HBS, 24% самых высокодоходных антрепренеров в США являются «понаехавшими». Ступив на американскую землю, средний иммигрант начинает свое дело в течение трех лет — на год быстрее, чем урожденный гражданин США за тот же отдельно взятый временной отрезок. На долю иммигрантов приходится 35% всех зарегистрированных в стране изобретений и 23% от числа практического применения инноваций.

Приехал, увидел, основал

Непропорционально высокая успешность иммигрантов по сравнению с коренным населением — не сугубо американский феномен. Аналогичные по сути расклады наблюдаются в большинстве стран, принимающих иммигрантов.

Важно отметить, что всё указанное верно даже в случаях, когда иностранные владельцы компаний приезжают в другую страну из страны со сравнимым уровнем экономического и технологического развития — например, из Израиля, Тайваня или Южной Кореи в США, Канаду или Великобританию.

Про то, зафиксирован ли противоположный тренд — миграция бизнесов из США или Канады, и как они себя чувствуют на новых местах, в работе четырех авторов HBS не говорится. Аналитики ограничиваются констатацией, что миграция рук и мозгов в мире носит характер дороги с односторонним движением — в США, и обратные примеры представляют собой редкие исключения.

Одной из причин, почему новые американцы в целом оказываются успешнее тех, кто в США родился, является более высокий образовательный уровень иммигрантов. В пользу этой гипотезы говорит, что приезжие чаще коренных граждан получают или применяют патенты, публикуют научные работы — в то время как в бизнесах, не требующих высокой квалификации (сфера обслуживания и т.д.), приезжие опережают местных всего на 0,18%. Зато в Кремниевой Долине большинство высокотехнологичных компаний имеют как минимум одного соучредителя-неамериканца, и эти компании создают рабочие места также для огромного числа сотрудников из-за рубежа.

Деловой успех иммигрантов в США вызван особенностями американской системы международного хедхантинга, которая целенаправленно ищет и отбирает кандидатов, которые окажутся успешными в своих областях деятельности, соглашается главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Петров.

«В США понимают, что национальная система профессионального и высшего образования по ряду позиций проигрывает системам других стран, поэтому работодатели специально „приманивают“ ценные кадры из-за рубежа едва ли не со стадии старшей школы. Если речь идет о научных кадрах и кадрах в сфере высоких технологий, то основной приток сотрудников туда происходит из России, Китая и Индии. Но это же касается и спорта, и гуманитарных отраслей», — сказал он «Эксперту».

Однако сводить всё только к этому фактору было бы упрощением, подчеркивают в HBS. Существенную роль играет различие менталитета между «янки» и натурализованными американцами. Чем чужероднее культура, тем большего успеха добиваются на новом месте предприниматели, следует из работы гарвардских аналитиков. Более изолированные этнические группы иммигрантов с большей вероятностью создают успешные предприятия в одной и той же отрасли.

В качестве примера HBS приводит выходцев из Вьетнама, специализирующихся на маникюрных услугах или иммигрантов из индийского штата Гуджарат, открывающих маленькие мотели.

Вне США такие примеры авторы находят в польском сообществе в Великобритании или в Швеции. Их бизнес-успех, по мнению исследователей, связан с тем, что новоприбывшие имеют возможность получать поддержку от соотечественников, уже обосновавшихся в этой отрасли и не тратят силы, время и ресурсы на изучение с нуля всех тонкостей ведения бизнеса. Наконец, у свежих иммигрантов, не знакомых с традициями и языком новой страны, не имеющих здесь социальных связей, часто просто не остается иного выхода, как открыть собственное дело — найти работу по найму им может быть крайне затруднительно. Из-за этого количество создаваемых новых рабочих мест на душу населения у иммигрантов почти на 50% выше, чем у местных жителей.

Квотой не вышли

В том, что иммигранты постепенно обгоняют американцев в мире предпринимательства, виновата в какой-то мере атмосфера в США, которая тормозит развитие местных бизнесов, считает Александр Петров.

«Отмеченный в HBS тренд в последние десятилетия подпитывается еще и американской политической корректностью, которая в экономическом смысле оказывается саморазрушительной. По признанию американских консервативных телеканалов, существующая в США система квотирования позволяет подчас добиться успеха тем, кто менее этого заслуживает. Многие американцы иногда не могут добиться карьерного роста из-за того, что не относятся к тем или иным меньшинствам — существующая в США система выталкивает наверх не самых, мягко говоря, талантливых представителей общества», — говорит американист.

Оборотной стороной этого факта является, что работодатели одной национальности стремятся нанимать сотрудников той же этнической группы — поэтому успех «этнической» компании мало влияет на экономическое самочувствие большинства населения. Например, шведскому соискателю найти работу в арабской компании в Стокгольме еще труднее, чем выходцу с Ближнего Востока в том же Стокгольме устроиться в шведскую. В Канаде даже существует неписанное наблюдение, что если главой той или иной фирмы стал «этнический» СЕО, в течение года почти все сотрудники этой компании будут из его национальной группы. Особенно часто такая подмена происходит в компаниях с китайским или индийским топ-менеджментом.

Позитивным побочным эффектом этнической обособленности таких компаний служит то, что они играют важную роль в абсорбции новоприбывших соотечественников, особенно если речь идет о беженцах. Этнические бизнесы берут на себя значительную часть работы по их социальной адаптации, снижая тем самым нагрузку на соответствующие государственные структуры (мировую пальму первенства в этой практике держит опять же Канада).

В отличие от Канады, а также Австралии, Новой Зеландии, Великобритании и еще примерно двух десятков стран, в Соединенных Штатах отсутствует цельная федеральная политика в отношении абсорбции новоприбывших, признают в HBS. В Конгресс нередко вносятся инициативы по скоординированной политике в этом направлении (к примеру, введение специальной категории виз для стартаперов), но до сих пор ни одно из таких предложений не воплотилось в закон.

Материалы по теме:
В мире, 18 дек 16:35
К Международному дню мигранта «Эксперт» посчитал иностранных переселенцев в России
В мире, 3 дек 17:45
Обострение конфликта в САР не грозит нашей стране притоком беженцев
В мире, 26 ноя 15:09
Почему стартапы повторяют судьбу динозавров
В мире, 1 ноя 11:05
Ученые смоделировали безработицу, вызванную приезжими
Свежие материалы
Колбаса говорит сама за себя
В мире,
В Китае массово подделывают российские товары
Елена Вартанова: «Журналистам не надо отчаиваться»
Мнения,
Декан факультета журналистики МГУ об образовании и цифровизации
Рынок труда требует смены квалификации
В мире,
К 2030 году немногие профессии позволят достойно зарабатывать