Сделай сам
Предприниматели, для которых Америка не является родиной, составляют сегодня около трети (30,9%) всех бизнесменов в США — четверть века назад таковых было только 13,3%. Это выяснили экономисты Гарвардской школы бизнеса (HBS), изучив свежую статистику делового ландшафта Соединенных Штатов, представленную ежегодным обзором Annual Business Survey. Согласно ABS, именно в компаниях, учрежденных новыми американцами, быстрее всего растет число патентов на изобретения и внедрение инноваций. Статистика основана на данных по 300 тысячам компаний.
В 2020 г. 21,5% самозанятых в США оказались выходцами из других стран в первом колене (по сравнению с 14% в начале века). В таких штатах, как Калифорния и Нью-Йорк, число иммигрантов — владельцев фирм превышает 40% от общего числа зарегистрированных там компаний.
Натурализованные американцы являются основателями или со-основателями таких передовых компаний, как SpaceX, Tesla, Nvidia и Google (в последней со-основателем является выходец из России).
Иммигранты активно осваивают место под американским солнцем не только числом, но и качественно. По данным, приведенным в исследовании HBS, 24% самых высокодоходных антрепренеров в США являются «понаехавшими». Ступив на американскую землю, средний иммигрант начинает свое дело в течение трех лет — на год быстрее, чем урожденный гражданин США за тот же отдельно взятый временной отрезок. На долю иммигрантов приходится 35% всех зарегистрированных в стране изобретений и 23% от числа практического применения инноваций.
Приехал, увидел, основал
Непропорционально высокая успешность иммигрантов по сравнению с коренным населением — не сугубо американский феномен. Аналогичные по сути расклады наблюдаются в большинстве стран, принимающих иммигрантов.
Важно отметить, что всё указанное верно даже в случаях, когда иностранные владельцы компаний приезжают в другую страну из страны со сравнимым уровнем экономического и технологического развития — например, из Израиля, Тайваня или Южной Кореи в США, Канаду или Великобританию.
Про то, зафиксирован ли противоположный тренд — миграция бизнесов из США или Канады, и как они себя чувствуют на новых местах, в работе четырех авторов HBS не говорится. Аналитики ограничиваются констатацией, что миграция рук и мозгов в мире носит характер дороги с односторонним движением — в США, и обратные примеры представляют собой редкие исключения.
Одной из причин, почему новые американцы в целом оказываются успешнее тех, кто в США родился, является более высокий образовательный уровень иммигрантов. В пользу этой гипотезы говорит, что приезжие чаще коренных граждан получают или применяют патенты, публикуют научные работы — в то время как в бизнесах, не требующих высокой квалификации (сфера обслуживания и т.д.), приезжие опережают местных всего на 0,18%. Зато в Кремниевой Долине большинство высокотехнологичных компаний имеют как минимум одного соучредителя-неамериканца, и эти компании создают рабочие места также для огромного числа сотрудников из-за рубежа.
Деловой успех иммигрантов в США вызван особенностями американской системы международного хедхантинга, которая целенаправленно ищет и отбирает кандидатов, которые окажутся успешными в своих областях деятельности, соглашается главный научный сотрудник Института всеобщей истории РАН Александр Петров.
«В США понимают, что национальная система профессионального и высшего образования по ряду позиций проигрывает системам других стран, поэтому работодатели специально „приманивают“ ценные кадры из-за рубежа едва ли не со стадии старшей школы. Если речь идет о научных кадрах и кадрах в сфере высоких технологий, то основной приток сотрудников туда происходит из России, Китая и Индии. Но это же касается и спорта, и гуманитарных отраслей», — сказал он «Эксперту».
Однако сводить всё только к этому фактору было бы упрощением, подчеркивают в HBS. Существенную роль играет различие менталитета между «янки» и натурализованными американцами. Чем чужероднее культура, тем большего успеха добиваются на новом месте предприниматели, следует из работы гарвардских аналитиков. Более изолированные этнические группы иммигрантов с большей вероятностью создают успешные предприятия в одной и той же отрасли.
В качестве примера HBS приводит выходцев из Вьетнама, специализирующихся на маникюрных услугах или иммигрантов из индийского штата Гуджарат, открывающих маленькие мотели.
Вне США такие примеры авторы находят в польском сообществе в Великобритании или в Швеции. Их бизнес-успех, по мнению исследователей, связан с тем, что новоприбывшие имеют возможность получать поддержку от соотечественников, уже обосновавшихся в этой отрасли и не тратят силы, время и ресурсы на изучение с нуля всех тонкостей ведения бизнеса. Наконец, у свежих иммигрантов, не знакомых с традициями и языком новой страны, не имеющих здесь социальных связей, часто просто не остается иного выхода, как открыть собственное дело — найти работу по найму им может быть крайне затруднительно. Из-за этого количество создаваемых новых рабочих мест на душу населения у иммигрантов почти на 50% выше, чем у местных жителей.
Квотой не вышли
В том, что иммигранты постепенно обгоняют американцев в мире предпринимательства, виновата в какой-то мере атмосфера в США, которая тормозит развитие местных бизнесов, считает Александр Петров.
«Отмеченный в HBS тренд в последние десятилетия подпитывается еще и американской политической корректностью, которая в экономическом смысле оказывается саморазрушительной. По признанию американских консервативных телеканалов, существующая в США система квотирования позволяет подчас добиться успеха тем, кто менее этого заслуживает. Многие американцы иногда не могут добиться карьерного роста из-за того, что не относятся к тем или иным меньшинствам — существующая в США система выталкивает наверх не самых, мягко говоря, талантливых представителей общества», — говорит американист.
Оборотной стороной этого факта является, что работодатели одной национальности стремятся нанимать сотрудников той же этнической группы — поэтому успех «этнической» компании мало влияет на экономическое самочувствие большинства населения. Например, шведскому соискателю найти работу в арабской компании в Стокгольме еще труднее, чем выходцу с Ближнего Востока в том же Стокгольме устроиться в шведскую. В Канаде даже существует неписанное наблюдение, что если главой той или иной фирмы стал «этнический» СЕО, в течение года почти все сотрудники этой компании будут из его национальной группы. Особенно часто такая подмена происходит в компаниях с китайским или индийским топ-менеджментом.
Позитивным побочным эффектом этнической обособленности таких компаний служит то, что они играют важную роль в абсорбции новоприбывших соотечественников, особенно если речь идет о беженцах. Этнические бизнесы берут на себя значительную часть работы по их социальной адаптации, снижая тем самым нагрузку на соответствующие государственные структуры (мировую пальму первенства в этой практике держит опять же Канада).
В отличие от Канады, а также Австралии, Новой Зеландии, Великобритании и еще примерно двух десятков стран, в Соединенных Штатах отсутствует цельная федеральная политика в отношении абсорбции новоприбывших, признают в HBS. В Конгресс нередко вносятся инициативы по скоординированной политике в этом направлении (к примеру, введение специальной категории виз для стартаперов), но до сих пор ни одно из таких предложений не воплотилось в закон.