Геймдев сверил правила игры

Российские разработчики игр пожаловались на отток кадров и порадовались притоку денег

Фото: Oliver Berg/dpa/picture-alliance/ТАСС
14 августа на конференции «Доигрались! Будущее российского геймдева» при поддержке ВЭБ.РФ разработчики игр и другие представители рынка обсудили главные вызовы индустрии: где искать специалистов, хватает ли инвестиций и как выжить в современных экономических условиях. При этом говорили, что у российского геймдева свой «особый путь».

Одной из главных проблем индустрии оказалась нехватка квалифицированных специалистов и отток кадров, с которым с 2022 г. столкнулся российский геймдев. При этом, по словам сооснователя и CEO студии Mensa VR, основателя сообщества Indie GO Владимира Вареника, хотя многие разработчики уехали, те, кто остался, смогли адаптироваться: «Мы доказали, что модель „косты в рублях — доход в долларах“ работает. Но надо возвращать [людей] в Россию, в поиск инвестиций, что даст нам доступ к еще большему количеству команд, к еще большему количеству крутых проектов».

Его поддержал директор по цифровым креативным индустриям в фонде «Сколково» Алексей Каленчук: «В „Сколково“ сейчас около 40 игровых компаний-резидентов. Так что, если вы сумасшедший инженер, приходите в первую очередь. Если вы игровая команда с сумасшедшим инженером — во вторую очередь. Даже если вы просто играете и что-то делаете в технологиях, тоже приходите».

Доцент Центра системного проектирования Сколтеха Андрей Сомов упомянул о проблемах некачественной подготовки кадров, без которой невозможно подготовить специалистов по игровой аналитике и киберспорту.

Также проблемой для геймдев-индустрии в России были и остаются деньги. С 2022 г. она пострадала от введения санкций, но сейчас, несмотря на риски, финансирование в геймдеве — и заинтересованные в играх бизнес-ангелы — на рынке есть. Вареник сообщил, что его фонд Indie GO с участием «Ростелекома» уже инвестировал 170 млн руб. в 15 проектов в гейм-индустрии: «И мы продолжаем работать над тем, чтобы искать проекты. Сейчас у нас в базе порядка 600 проектов, и продолжается достаточно жесткий отбор». В фонд уже обращались и иностранные разработчики, но его создатели, по словам Вареника, отдают предпочтение россиянам.

Также гранты на развитие гейм-индустрии в России распределяет Институт развития интернета (ИРИ). Как рассказал один из грантополучателей, операционный директор ООО «Клокворк драккар», разработчик игры «Гардарики» Максим Николаев, предоставленные его компании деньги «дисциплинируют», так как ей предстоит отчитываться перед ИРИ по планам и срокам.

Замгендиректора Агентства креативных индустрий Москвы (АКИ) Константин Бучнев рассказал о мерах по поддержке игровых проектов в столице. По его словам, когда речь идет о креативных индустриях, городские органы власти сфокусированы на развитии кино. «Но вторая индустрия, на которую мы смогли обратить внимание, — это видеоигры, — подчеркнул он. — У нас получилось доказать, что видеоигры — это одна из самых быстрорастущих креативных индустрий, и мы смогли показать необходимость маршрутизации мер поддержки правительства Москвы для этой индустрии». Результатом этих действий стало создание видеоигрового хаба на территории «Сколково».

У геймдева в России свой «особый путь», отметил в своем выступлении модератор, руководитель Организации развития видеоигровой индустрии (РВИ) Василий Овчинников. Другие участники дискуссии отчасти согласились с ним, но заявили, что полностью полагаться на «особый путь» России рискованно. Так, по словам Алексея Каленчука, российской игровой индустрии необходимо думать о расширении в Китай и регионы MENA. О международном сотрудничестве высказался и Максим Николаев: «Нужно выходить на глобальный рынок, работать с Китаем, с Бразилией, с Индией».

Константин Бучнев рассказал, что АКИ уже работает над этим: агентство организовало поездку в Китай для 8 московских геймдев-студий, благодаря чему разработчики смогли обсудить потенциальный контракт на сумму порядка 1 млрд руб. «В дальнейшем мы съездим в Японию, Индонезию, Индию, на Tokyo Game Show, IGDX в Джакарте и IGDC в Индии», — добавил спикер.

Несмотря на последствия санкций и непростой период для геймдева, сейчас для него открылась масса возможностей, заметили участники сессии. Для развития кадров появляются образовательные программы, для инвестиций — венчурные фонды и грантовые конкурсы. А сами игры, как отметил модератор дискуссии Василий Овчинников, превращаются из развлечения в технологический драйвер, который позволит разработчикам, пережившим сложный период, закрепиться в новых реалиях.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Свежие материалы
Мнения,
Кто определяет право страны на владение атомной бомбой
В мире,
Как формируется ядерная сделка
В мире,
Ситуация в Сербии на грани революции