«Европейцы» еще поживут
Два года назад особо впечатлительные владельцы европейских и японских автомобилей избавлялись от своих машин в страхе перед дефицитом комплектующих. «Один мой коллега продал почти новый Volkswagen Tiguan весной 2022 г. Он боялся, что обслуживать машину будет слишком дорого. И вместо Tiguan купил себе китайский кроссовер», — рассказал автомобильный эксперт Дмитрий Гайдукевич.
Впрочем, паника довольно быстро сошла на нет. «На каждого человека, отказавшегося от традиционных автомобильных ценностей, нашелся тот, кто поднял упавшее знамя. Все-таки армия фанатов намоленных, назовем их так, брендов намного больше, чем приверженцев новых марок. Точно можно сказать одно: европейские, японские и корейские автомобили не превратились в кирпичи. Зря нас пугали. И советов из серии „как доработать поршневые кольца от УАЗа, чтобы они работали в „мерседесе““, не появилось. Хотя в 90-х, когда на российский рынок хлынули подержанные иномарки, похожие „таблицы совместимости“ пользовались спросом», — рассказывает шеф-редактор автомобильного маркетплейса FRESH Сергей Шерстенников.
По его словам, если автомобили «старых» марок сейчас и продают, то вовсе не из страха перед отсутствием запчастей.
Всё, что ни делается — делается в Китае
Сейчас острого дефицита автомобильных запчастей в России нет. Однако за последние 2,5 года кардинально изменилась схема поставок. Если раньше значительная часть деталей приходила из Европы или Кореи, то сейчас почти всё доставляется из Китая. И гораздо дольше, чем раньше.
«Раньше мы знали, что рядом Финляндия, да и Германия недалеко. И запчасти для тех же коробок DSG могли быть поставлены быстро, большинство вообще имелось в наличии в России. Сейчас мы привозим из Китая. Там делают абсолютно всё, причем есть и хорошие комплектующие. К их надежности претензий нет. Есть только сложности со сроками поставок. Особенно с электронными блоками. Например, я уже заказал и оплатил партию деталей для коробок передач. Жду 25 дней, хотя обычно приезжали за 15. И нет точных данных, когда придут», — рассказал Евгений Гульчин, генеральный директор автосервиса «Кинг Авто», который специализируется на ремонте коробок DSG от Volkswagen Group.
Главная проблема, которая неизбежно возникает при глобальном изменении цепочек поставок, — рост объема контрафактной и поддельной продукции.
По данным аналитического агентства Gruzdev Analyze, в 2024 г. более 37% станций технического обслуживания столкнулись с контрафактом. Чаще всего подделывают масла, фильтры и свечи зажигания.
«Сейчас на рынок хлынули производители смазок, о которых мы раньше не слышали. Появились и откровенные подделки. Поэтому я бы сейчас масло не покупал на рынках или в небольших магазинах. При этом хорошие масла на рынке есть, в том числе и от отечественных производителей. Главное — не купить „паль“, иначе двигатель за 5 тыс. километров полностью умрет», — предупредил Дмитрий Гайдукевич.
«Вам предлагают свечи японского производителя NGK на знакомом сервисе. Но даже там не могут сказать, оригинал это или подделка, настолько „кривыми“ стали логистические цепочки. „Вроде жалоб не было“ — вот и вся гарантия подлинности сегодня. С другой стороны, вы можете купить свечи китайского производителя. Вроде нет сомнений, что это настоящий китайский продукт, а не подделка. А ставить все равно боязно. Рекомендаций типа „у меня такими еще дед пользовался“ в сети не найти», — говорит Сергей Шерстенников.
В оценке перспективы стоимости запчастей участники рынка не расходятся: запчасти будут дорожать из-за сложностей с поставками и расчетами.
«Дешевле точно не будет, особенно если мы говорим о качественных запчастях для таких сложных элементов, как коробки передач, на которых специализируется наш сервис. Мы же видим сейчас, какие есть сложности с поставками, как трудно переводить деньги в Китай, как долго идут оттуда заказы. И пользоваться здесь кредитными средствами очень рискованно. Запредельные ставки плюс непонимание, когда точно придут детали, делают работу с кредитами сложной. Ведь деньги могут зависнуть на один месяц, а могут и на три. А проценты за них вы будете платить регулярно. Соответственно, все эти риски будут закладываться в итоговую цену», — пояснил Евгений Гульчин.
Остается добавить, что средний чек за ремонт и обслуживание автомобилей по итогам 6 месяцев 2024 г. вырос на 31,4% — такие данные приводит сеть автосервисов Fit Service.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag