Интервью

Фермерское автохозяйство

Особенности ценообразования на российском рынке

Фермерское автохозяйство
Фото: Павел Ворожцов/ТАСС
Для тех, кто следит за динамикой цен на российском автомобильном рынке, одним из заметных событий первой половины лета стало снижение цены китайского кроссовера отечественной сборки почти на миллион рублей на фоне повсеместного роста цен и никак не покоряющейся ЦБ инфляции.
Дмитрий Гронский
Дмитрий Гронский

Главный редактор журнала «КоммерсантЪ Автопилот» специально для «Эксперта»

Если быть точным — на 890 тыс. руб. И речь не о каком-нибудь Aurus Komendant, для которого при цене в 40 млн это снижение было бы практически незаметно — как следствие выпуска версии с упрощенной комплектацией или, например, колебания курса юаня. Подешевела модель, внешне похожая на Porsche Macan и ранее стоившая 3,5 млн (теперь его рекомендованная розничная цена составляет 2,6 млн). Собирают кроссовер на калининградском заводе «Автотор». И, как объяснили представители компании-дистрибьютора Ixen Motors Rus, снижение цены больше чем на четверть «вызвано увеличением объемов производства и закупкой большого количества машинокомплектов по низкой цене, а также расширением программы субсидирования».

Объяснение, конечно, формальное. Некоторые эксперты рынка не без иронии говорят, что столь беспрецедентное снижение цены было продиктовано вовсе не рыночными соображениями, а стало следствием довольно жесткого обмена репликами между президентом «Автотора» Денисом Паком и главой «АвтоВАЗа» Максимом Соколовым, который произошел на Петербургском международном экономическом форуме.

Первый заметил, что наш «самый высоколокализованный производитель поднял цены примерно на 35–40%». «Чья бы корова мычала», — ответил на это дословно второй и предложил посмотреть на историю самого калининградского предприятия: «Компания, которая с 1996 года не произвела ничего отечественного и конкурентного. Ни один из элементов автомобилей, которые собирает „Автотор“, не локализован. Я не знаю, как они видят свою миссию. Для кого они работают? Что добавляет экономике компания, которая не локализовала ни одного компонента?»

И вот реакция: «Автотор» снижает цены. Чем ответит Lada?

Наивно полагать, что прайс-листы на автомобили у нас способны меняться только потому, что кто-то на кого-то обиделся или «взял на слабо», хотя покупатель такому раскладу был бы безусловно только рад. Важен тут скорее не сам прецедент, а постановка вопроса.

Несколько лет назад, будучи в командировке в одной из стран Прибалтики, я обратил внимание, что некоторые ценники в гипермаркете украшены флагом этого государства. Так маркировался товар местного производства. То есть, покупая картофель, редиску или яблоки «с флажком», ты переплачивал раза в полтора, поддерживая таким образом местного производителя. Сельское хозяйство в сегодняшней Европе априори нерентабельно и живет исключительно за счет дотаций — периодически мы видим репортажи о том, как в Германии фермеры въезжают в мегаполисы на тракторах, требуя бесплатной солярки, или как в Польше перекрывают дороги, препятствуя завозу импортных овощей. Без помощи государства полки в магазинах заполнят дешевые продукты из Азии и Африки, европейские земледельцы сменят профессию и переедут в города, а пашни зарастут бурьяном.

Иногда кажется, что российский автопром примеряет на себя именно эту роль. И главным преимуществом наших автомобилей являются не их конкурентоспособные потребительские качества, а то, что они сделаны у нас, и вырученные за них деньги уйдут не за границу, а распределятся между предприятием и его поставщиками, на 98% российскими. Если такой тезис считать правильным, то рост цен на автомобили по мере их локализации совсем неудивителен, хотя обычно бывает наоборот. Осталось только убедить в этой правоте покупателя автомобиля, который зачастую непатриотично смотрит на цену, а не на то, кто именно обогатится за счет его выбора.

Материалы по теме:
Авто, 28 дек 10:53
Динамика российского авторынка в 2025 году будет замедляться
Авто, 13 дек 13:38
Как выбирает автомобиль современный покупатель
Авто, 25 ноя 13:46
Как китайские бренды чувствуют себя на российском авторынке
Авто, 22 ноя 14:48
Европейские электромобили проигрывают конкуренцию китайским и американским
Свежие материалы
Как создать ChatGPT за $450
Технологии,
Синтетические данные и дообучение делают ИИ дешевле
Деньги перетекают в ПИФы
Финансы,
Чистый приток средств в паевые инвестиционные фонды в 2024 году вырос в 3,5 раза
Чего стоит ждать от визита Михаила Мишустина во Вьетнам
Экономика,
Глава кабмина проложит дорогу туристам и мирному атому