Главный редактор журнала «КоммерсантЪ Автопилот» специально для «Эксперта»
Если быть точным — на 890 тыс. руб. И речь не о каком-нибудь Aurus Komendant, для которого при цене в 40 млн это снижение было бы практически незаметно — как следствие выпуска версии с упрощенной комплектацией или, например, колебания курса юаня. Подешевела модель, внешне похожая на Porsche Macan и ранее стоившая 3,5 млн (теперь его рекомендованная розничная цена составляет 2,6 млн). Собирают кроссовер на калининградском заводе «Автотор». И, как объяснили представители компании-дистрибьютора Ixen Motors Rus, снижение цены больше чем на четверть «вызвано увеличением объемов производства и закупкой большого количества машинокомплектов по низкой цене, а также расширением программы субсидирования».
Объяснение, конечно, формальное. Некоторые эксперты рынка не без иронии говорят, что столь беспрецедентное снижение цены было продиктовано вовсе не рыночными соображениями, а стало следствием довольно жесткого обмена репликами между президентом «Автотора» Денисом Паком и главой «АвтоВАЗа» Максимом Соколовым, который произошел на Петербургском международном экономическом форуме.
Первый заметил, что наш «самый высоколокализованный производитель поднял цены примерно на 35–40%». «Чья бы корова мычала», — ответил на это дословно второй и предложил посмотреть на историю самого калининградского предприятия: «Компания, которая с 1996 года не произвела ничего отечественного и конкурентного. Ни один из элементов автомобилей, которые собирает „Автотор“, не локализован. Я не знаю, как они видят свою миссию. Для кого они работают? Что добавляет экономике компания, которая не локализовала ни одного компонента?»
И вот реакция: «Автотор» снижает цены. Чем ответит Lada?
Наивно полагать, что прайс-листы на автомобили у нас способны меняться только потому, что кто-то на кого-то обиделся или «взял на слабо», хотя покупатель такому раскладу был бы безусловно только рад. Важен тут скорее не сам прецедент, а постановка вопроса.
Несколько лет назад, будучи в командировке в одной из стран Прибалтики, я обратил внимание, что некоторые ценники в гипермаркете украшены флагом этого государства. Так маркировался товар местного производства. То есть, покупая картофель, редиску или яблоки «с флажком», ты переплачивал раза в полтора, поддерживая таким образом местного производителя. Сельское хозяйство в сегодняшней Европе априори нерентабельно и живет исключительно за счет дотаций — периодически мы видим репортажи о том, как в Германии фермеры въезжают в мегаполисы на тракторах, требуя бесплатной солярки, или как в Польше перекрывают дороги, препятствуя завозу импортных овощей. Без помощи государства полки в магазинах заполнят дешевые продукты из Азии и Африки, европейские земледельцы сменят профессию и переедут в города, а пашни зарастут бурьяном.
Иногда кажется, что российский автопром примеряет на себя именно эту роль. И главным преимуществом наших автомобилей являются не их конкурентоспособные потребительские качества, а то, что они сделаны у нас, и вырученные за них деньги уйдут не за границу, а распределятся между предприятием и его поставщиками, на 98% российскими. Если такой тезис считать правильным, то рост цен на автомобили по мере их локализации совсем неудивителен, хотя обычно бывает наоборот. Осталось только убедить в этой правоте покупателя автомобиля, который зачастую непатриотично смотрит на цену, а не на то, кто именно обогатится за счет его выбора.