«Холодная» краска
Наверняка вы знаете, как сильно нагревается воздух в салоне под лучами яркого солнца. Но Nissan скоро может сделать жизнь водителей чуть лучше. Японцы заявили о разработке новой «охлаждающей» краски для автомобилей.
Новая краска, созданная Nissan совместно с компанией Radi-Cool, способна отражать так называемое инфракрасное излучение ближнего диапазона. И при этом она создает электромагнитные волны, которые противодействуют солнечным лучам, перенаправляя энергию от автомобиля в атмосферу.
Первые тесты новой краски показали, что покрашенные ей автомобили нагреваются на солнце на 10–12 градусов меньше, чем стандартные. А это значит не только улучшение уровня комфорта для водителя, но и экономию топлива. «Чем меньше теплопроводность и чем больше отражающих свойств будет у внешнего покрытия кузова, включая стекла, тем меньше будет тратиться электроэнергии и топлива для охлаждения и поддержания температуры салона. Меньше перепадов температур — долговечнее машина», — объяснил «Эксперту» Петр Потапов, основатель компании «Кузовпорт».
Подобные теплоотражающие краски применялись ранее в строительстве. Однако их нельзя было использовать вместе со слоем прозрачного лака, который необходим для автомобилей.
Новая же краска подходит для применения на автомобилях. Правда, пока технология находится на начальной стадии разработки. Делать машины «холодными» в Nissan уже научились. Кроме того, новая краска может противостоять соли, сколам, отслаиванию, царапинам, химическим реакциям и так далее. Однако защитный слой нового покрытия примерно в шесть раз толще, чем типичная автомобильная краска. Но это пока.
Поворот всеми колесами
Ряд автопроизводителей трудятся над технологией, которая облегчит жизнь водителей во время поиска мест для парковки. Работы идут в двух направлениях.
Одни компании учат машины парковаться в режиме автопилота и затем приезжать к водителю по его сигналу. Другие же хотят, чтобы автомобили в будущем парковались боком, то есть строго перпендикулярно тротуару.
Над такой системой сейчас работает китайская компания IM Motors. Недавно в интернете завирусился ролик, как женщина выходит из автомобиля, закрывает дверь, а машина боком заезжает на парковочное место. Это возможно благодаря тому, что в машине от IM Motors используется полноуправляемое и полноприводное шасси, а задние колеса поворачивают на большой угол.
Похожую систему в 2023 г. показывала и Hyundai. Но если у китайцев машина едет боком благодаря разнице вращения каждого колеса, то корейцы просто научили каждое из колес поворачивать на угол 90 градусов.
«Современные электромобили могут иметь не один или два, а четыре электродвигателя. И у автопроизводителей возникает соблазн разместить всю силовую начинку в рамках одного подвесочного узла. Это позволяет наладить индивидуальное распределение момента и любой угол поворота колеса. Проблема в том, как сделать эту систему на 100% безопасной. Чтобы электроника не сошла с ума и на скорости не выставила колеса на 90 градусов», — рассказал эксперт ИЦ НТИ «Автонет» Московского политехнического университета Юрий Урюков.
Зарядка за несколько минут
Производители электромобилей пытаются сделать так, чтобы зарядка аккумуляторов по времени приблизилась к заправке машины с двигателем внутреннего сгорания.
Например, китайская Zeekr (принадлежит Geely) уже начала серийное производство модели 007, которая оснащается литий-железо-фосфатным аккумулятором Golden Battery второго поколения на 75 кВт·ч. В Zeekr уверяют, что для зарядки этой батареи до 80% потребуется всего 10,5 минуты. Фактически зарядка идет по формуле «километр в секунду», если учесть, что Zeekr 007 сможет проезжать 688 км.
Правда, для «заправки» за 10,5 минуты Zeekr 007 нужны сверхбыстрые электрозарядные станции (ЭЗС). В России таких практически нет. Причина — они стоят дорого, а машин для них всё еще мало.
«Скорость заряда электромобиля напрямую зависит от архитектуры, на которой построена батарея, и тока заряда, который может выдавать станция зарядки. Подавляющая часть электромобилей имеет 400-вольтовую архитектуру, более современные и дорогие модели строятся уже на 800-вольтовой архитектуре. Однако ток заряда сегодня ограничен применяемыми на зарядных станциях кабелями питания с ограничением в 250 А. Повышение скорости заряда будет происходить тогда, когда производители электромобилей массово перейдут на 800 В, а производители станций и сети зарядок начнут устанавливать ЭЗС с жидкостным охлаждением кабеля, которые способны выдавать до 500 А тока на один разъем. Такие станции есть, но их установка пока нерентабельна, ввиду того что машин, способных использовать их потенциал, пока что критически мало», — рассказал «Эксперту» руководитель отдела продаж и обслуживания ЭЗС Evolute Павел Костюченко.
Однако в Китае только Zeekr к концу 2024 г. будет иметь тысячу сверхбыстрых зарядных станций, а к 2026 г. их число будет увеличено до 10 тыс.
И зарядка за 10 минут — это не предел мечтаний. Например, британская компания Nyobolt уверяет, что создала аккумуляторы, которые можно зарядить с 10 до 80% меньше чем за 5 минут.
Руль с монитором
Изменения произойдут и в салоне автомобиля. Например, новым должен стать руль. Сейчас он имеет в центре подушку безопасности, то есть самое ценное место перед глазами водителя никак не используется с точки зрения высоких технологий.
Немецкая компания ZF предлагает размещать подушку не в центре руля, а в верхней его части. А это значит, что и сами рули через несколько лет могут стать другими. «Традиционный круглый руль постепенно уходит в прошлое. Всё чаще мы видим рули в виде каких-то штурвалов необычной формы, всё активнее производители хотят разместить на руле дисплей или кнопки. Но пока не очень понятно, как это будет сертифицировано, потому что нормы безопасности отличаются в разных странах. А подушка в современных машинах — это один из краеугольных камней безопасности. Поэтому ZF придется еще доказать, что новый вариант размещения подушек не несет угрозы», — рассказал Юрий Урюков.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag