Опрос исследовательской компании РОМИР показал, что в 2024 г. почти половина российских водителей рассматривают возможность приобретения китайского автомобиля. При этом 79% опрошенных смогли назвать не более трех китайских марок, представленных на рынке, а каждый десятый не вспомнил вообще ни одной. В тройку самых узнаваемых брендов попали те, кто активно работал на российском рынке еще до 2022 г.: Haval (45%), Chery (45%) и Geely (30%).
Также опрос показал, почему водители отказываются от приобретения китайского автомобиля. Главная причина — недоверие к качеству (30%), далее следуют опасения по поводу надежности деталей (23%) и цена машин (20%). Каждый десятый из тех, кто не стал покупать китайский автомобиль, отметил нехватку информации об обслуживании.
Если сравнивать данные опроса РОМИР и статистику продаж, то прослеживается явная закономерность: покупают то, что знают. Сейчас в России представлено около 60 китайских марок. Однако основная масса покупателей останавливает свой выбор лишь на трех брендах: Haval, Chery и Geely.
По сути, компании, производящие автомобили под этими марками, контролируют основную часть российского рынка. Например, входящие в первую десятку по продажам Omoda, Exeed, Jetour и Jaecoo контролируются концерном Chery, а марка Belgee продает модели Geely со своим шильдиком.
Самые продаваемые марки в России по итогам 9 месяцев 2024 г. (по сравнению с 2023 г., данные «Автостата»)
Отсутствие знаний о китайских марках приводит к тому, что порой покупатели просто не понимают, чем один бренд отличается от другого, какой из них относится к премиальному уровню, а какой — к бюджетному сегменту. Проведенное весной 2024 г. исследование РОМИР показало, что почти 90% респондентов могут визуально отличить марки Hyundai, Renault, Skoda, Mercedes-Benz, BMW и Audi и отнести их к премиальному или бюджетному сегменту. А вот с китайскими брендами такое упражнение без ошибок смогли выполнить не более 10% респондентов.
«Несмотря на столь мощную экспансию, знание китайских марок и доверие к ним до сих пор отстает от аналогичных показателей для европейских, японских и корейских конкурентов, что создает барьеры к приобретению. Китайские бренды воспринимаются в массовом сознании единообразно, несмотря на радикальные отличия в модельных рядах. Даже премиальные китайские бренды не имеют значимого дифференцированного восприятия», — делают вывод авторы исследования РОМИР.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag