В отчете ВМО говорится о серьезной нехватке воды в мире: в течение пяти лет подряд приток воды в водохранилища был ниже нормы. Эта ситуация влияет на экономику, сельское хозяйство и экосистемы. В 2023 г. в более чем 50% бассейнов рек наблюдался дефицит воды. Аналогичная ситуация отмечалась в 2022 и 2021 гг. В настоящее время 3,6 млрд человек испытывают нехватку воды, и, по прогнозам, к 2050 г. это число превысит 5 млрд.
Проблема характерна и для России, причем нехватка питьевой воды связана как с обмелением рек, так и с нехваткой мощностей для очистки сточных вод.
Тему обмеления рек обсуждают уже на самом высоком уровне, — правда, депутатов больше интересовала невозможность судоходства из-за снижения уровня воды. Еще в конце 2023 г. проблему маловодья бассейнов Волги и Дона и их притоков обсуждали на пленарном заседании Госдумы. Проблемы существуют, в частности, в Волгограде, Астрахани, Саратове, Ульяновске и Самаре.
По данным Росстата, в нашей стране протекает более 2,8 млн рек общей протяженностью 12,4 млн км. Длина 214 из них превышает 500 км, и они считаются большими реками. Еще примерно 300 — это средние реки, то есть длина каждой из них от 101 до 500 км. Около 2,5 млн российских рек считаются малыми.
Обмеление малых рек является одной из ключевых проблем, заявил «Эксперту» генеральный директор некоммерческого фонда «Без рек как без рук» Олег Ломаков. Реки-притоки составляют «сосудистую» и «капиллярную» системы водоснабжения крупных речных «артерий», отмечает он. Питание малых рек европейской территории снеговое. В связи с изменениями климата в сторону потепления зимы становятся более мягкими и малоснежными, период паводка проходит менее интенсивно и, как следствие, наполняемость рек растаявшим снегом снижается. Также летние периоды демонстрируют более высокие средние температуры, из-за чего и без того недополучившие весной достаточного количества воды малые реки мелеют. А вместе с ними происходит обмеление и больших рек.
В России уже разработана Водная стратегия до 2035 г., ее обсуждение с экспертами завершилось в апреле текущего года. Документ предусматривает снижение антропогенного воздействия на водные объекты и восстановление экологического состояния водоемов. Однако, анализируя документ, Счетная палата раскритиковала его, отметив в том числе недостаточное правовое регулирование и несогласованность основных стратегических документов. Как пояснили «Эксперту» в Минприроды, стратегия дорабатывается с учетом общественного обсуждения и предложений федеральных органов власти.
Как указывает декан факультета мировой экономики и политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева, сегодня нужны новые модели страхования сельскохозяйственных рисков, внедрение новых решений в области оборотного водопользования и водоочистки. Воды будет становиться меньше не везде, но вот хорошо предсказуемого речного стока (перемещение воды по речному руслу) точно будет всё больше не хватать.
«Но все технически понятные и в отдельных случаях вполне эффективные технологические решения будут бессильными без доступного целевого финансирования. „Зеленые финансы“ практически никак не способны решать острые водные проблемы. Нужны „синие финансы“ с водным эталонным измерителем. Без них каждый засушливый год или сменяющие его паводки будут генерировать только убытки и новостные заголовки, но никак не новые подходы к водному хозяйству», — считает эксперт.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag