Глава Национальной премии «Автомобиль года в России»
Годами покупатели автомобилей руководствовались независимыми рейтингами качества, статистикой надежности, информацией об объемах продаж, ценой и, конечно, субъективными представлениями о престижности тех или иных моделей. Весь этот массив данных использовали и сами автопроизводители, формируя рыночную цену. В результате, к примеру, модели немецкого автопрома котировались в России, как и во всем мире, выше, чем, скажем, французские.
Основы определения лучших автомобилей российского рынка в рамках «Автомобиля года» по большому счету не изменились. Машину, как и прежде, подбирают головой, сердцем и кошельком. Сегодня, после недавнего оглашения результатов голосования в ключевых номинациях в премии, мы можем объективно судить о текущих предпочтениях российских автовладельцев.
По нашему убеждению, представления, на основе которых российские покупатели предпочитали «немца» «французу», а «японца» «корейцу», для нового автомобильного ассортимента пока до конца не сложились. В России еще не завершилось формирование нового автомобильного рынка. Нет и четкого понимания того, какая из автоновинок надежнее, а компания-автопроизводитель — ответственнее. Более того, само понятие «надежность» на сегодня понимается шире, чем прежде. Это в том числе и способность обеспечить профессиональный сервис, оперативные поставки запчастей, реальную гарантию.
Также пока еще не собран достаточный массив статистики, позволяющий авторитетно судить о том, кто из новичков российского рынка, и прежде всего китайских автокомпаний, стоит на вершине пирамиды качества. Как следствие, люди выбирают себе автомобиль, исходя из его внешней привлекательности, цены и уже успевшего сформироваться имиджа марки и модели. Некоторые такие стереотипы уже оформились. Скажем, современные автомобили Chery воспринимаются в большей степени как семейные, Tank и Oting — как внедорожники, Exeed — как статусные, премиальные, Geely — как более спортивные и технологичные, опирающиеся на технологии дочерней компании Volvo.
И конечно, наша премия помогает покупателям определиться с выбором, поскольку ее результаты, во-первых, являются выжимкой общественного мнения, а во-вторых, они подкреплены исследовательской работой.
В наших аналитических материалах мы сигнализируем также и о возможных рисках при покупке той или иной модели, о преимуществах машин, реализуемых как представительствами марок, так и ввозимыми по параллельному импорту. И кстати, мы целенаправленно включаем в список для голосования модели не только из «белых», но и из «серых» поставок. Ведь армия поклонников моделей, которые прежде продавались в России напрямую компанией-автопроизводителем, по-прежнему сильна. Кроме того, параллельный импорт в современных реалиях стремительно меняет статус. В стране появилось много крупных эксклюзивных импортеров, которые предоставляют на такую продукцию полноценную гарантию, фирменный сервис и обеспечение запчастями.
Выбирая, к примеру, автомобиль Hongqi H9, победивший у нас в номинации «Представительский класс», покупатели получают возможность пересесть на эту престижную модель с соразмерных BMW или Mercedes-Benz, практически не теряя в статусности и получая такой важный бонус, как полноценная гарантия и обеспечение запчастями. При этом такая покупка еще и возможность сэкономить. Ведь Hongqi H9 стоит примерно на треть дешевле, чем длиннобазные Mercedes-Benz E-Class и BMW 5-Series.
Показателен также успех Zeekr 007, победившего в номинации «Бизнес-класс» («Гибриды и электрокары») и Voyah Passion (номинация «Представительский класс», «Гибриды и электрокары»). Эти результаты подсвечивают явный тренд: наши покупатели готовы идти на риск покупки по параллельному импорту несмотря на то, что в сети множатся сообщения о том, что очередной Zeekr или LiXiang превратился в «кирпич» после блокировки бортовых систем из-за ДТП или неудачной перепрошивки мультимедиа. Впрочем, правда и то, что такие высокотехнологичные продукты пока не делают погоды на российском рынке. По сути, упомянутые автокомпании не спешат повернуться к нашему рынку лицом, закрывая глаза на продажи своей техники в РФ без должной технической поддержки и направляя таким образом послание российским клиентам: «Вы сами по себе».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag