Главный редактор журнала «КоммерсантЪ-Автопилот» для «Эксперта»
Но при прогнозе роста в 47% продажи машин на батарейках в США выросли в прошлом году лишь на 11%. А в Европе осенью 2023 г. и вовсе было зафиксировано снижение. Потенциальным покупателям не нравится цена — электромобили в среднем на треть дороже машин с аналогичными характеристиками динамики и комфорта, но оснащенных двигателем внутреннего сгорания. Правительства уже не дают таких субсидий на покупку и льгот на эксплуатацию, как это было еще несколько лет назад. Цена электричества серьезно выросла, зарядная структура для электромобилей даже в высокоразвитых странах такова, что владелец постоянно должен держать в голове остаток заряда в батарее и прокладывать маршруты, имея в виду наличие поблизости станции подзарядки. Провести на которой придется гораздо больше времени, чем на обычной АЗС. А время, как известно, самая большая ценность, ибо является невосполнимым ресурсом.
Tesla, чтобы сохранить прибыль, вынуждена снижать цены на автомобили и увольнять сотрудников. General Motors очень надеется на успех своего Chevrolet Equinox EV, самого доступного по цене электрического кроссовера в Америке — всего-то $35 тыс. На Женевском автосалоне только что был представлен электрический «ностальжи-кар» Renault 5, тоже относительно недорогой.
Но есть и те, кто откровенно взбунтовался против планов Европейского Союза в 2035 г. полностью запретить продажи новых автомобилей, работающих на ископаемом топливе. Концерн Mercedes-Benz признал, что не сможет к 2030 г. полностью перейти на выпуск электрокаров, как декларировалось ранее. Что актуальным направлением в автомобилестроении руководство компании на ближайшие несколько лет считает не чистые электрокары, а plug-in гибриды. И настоящей сенсацией стало заявление, что в Штутгарте собираются инвестировать средства в дальнейшее совершенствование двигателей внутреннего сгорания.
Злые языки тут же соотнесли это событие с другой новостью. По всему миру сейчас отзывают десятки тысяч кроссоверов Mercedes-Benz GLE и GLS 2022-2023 гг. выпуска из-за серьезных проблем с бензиновыми V6 и 9-ступенчатыми трансмиссиями. «Ну, конечно, инженеров-мотористов и инженеров-коробочников, вероятно, уже уволили, потому что у электромобиля этих агрегатов нет. Теперь их будут разыскивать по штутгартским барам...» И это не шутка. Пару месяцев назад кто-то видел на торговой площадке ebay дорогущий стенд для испытания бензиновых двигателей, который когда-то эксплуатировался в одном из конструкторских бюро VW, а теперь продается по дешевке.
В биографии часовой фирмы Zenith есть такой апокриф. В середине 70-х прошлого века эта швейцарская мануфактура попала в руки американцам. Которые считали, что будущее за «кварцем», и решили полностью прекратить производство механических часов. Если бы начальник конструкторского бюро Шарль Вермо не спрятал на чердаке фабрики чертежи, инструменты и формы, кто знает, была бы у Zenith сегодня возможность продавать свои хронографы по цене от миллиона рублей.