Интервью

Агрегаторов учат деловому этикету

Почему не все цифровые платформы подписали меморандум о добросовестных практиках

Агрегаторов учат деловому этикету
Фото: Александр Щербак/ТАСС
Деятельность онлайн-агрегаторов нуждается в дополнительном регулировании, поскольку принятый недавно закон о платформенной экономике не может учесть все нюансы функционирования таких экосистем. Эту точку зрения отстаивали представители власти на ключевой сессии Дня платформенной экономики, прошедшей 11 ноября в Москве под эгидой администрации президента, Минэка, Национального центра «Россия» и ВЭБ.РФ. Предметный диалог властей и платформ состоялся перед заключением меморандума о добросовестных практиках — но не все пока поставили под ним свои подписи. «Эксперт» разобрался, что не устраивает некоторых участников отрасли.

В администрации президента и в правительстве признают значительный вклад платформ в экономику. В частности, Максим Орешкин в своем выступлении на сессии «Экономика доверия: прозрачный цифровой оборот на платформах» сделал акцент на пользе онлайн-площадок для оптимизации стоимости транзакций. А министр экономического развития Максим Решетников назвал платформы «‎новой товаропроводящей сетью» и подчеркнул, что тарифы на доставку «больше не разделяют страну». Председатель «‎Деловой России» Алексей Репик назвал платформенную экономику новой сущностью, которая становится «‎единственной парадигмой нашей жизни». Руководитель аппарата правительства, вице-премьер Дмитрий Григоренко также подчеркнул важность платформ для российской экономики, отметив, что для развития «‎вдолгую» онлайн-платформ в кабинете министров даже создана отдельная рабочие группы в дополнении к 43-м имеющимся.

Зачем потребовался закон о платформенной экономике


Закон, принятый 31 июля 2025 г., регулирует деятельность цифровых платформ — маркетплейсов и многочисленных онлайн-сервисов, включая такси, доставку еды, площадки для поиска специалистов и проч. Документ обязывает операторов таких платформ проверять продавцов через госреестры перед допуском на платформу и обеспечивать прозрачные условия сотрудничества (например, уведомлять продавцов, исполнителей и покупателей о значимых изменениях за 45 дней).

Кроме того, закон требует от платформ более ответственного обращения с ассортиментом. Например, не допускает размещение карточек товаров без маркировки и необходимых сертификатов, а также обязывает упростить процедуру возврата некачественной продукции. Закон вступит в силу 1 октября 2026 г.

Ядром обсуждения на сессии стали вопросы регулирования деятельности платформ. Правила взаимодействия на маркетплейсах «оказались настолько уникальными и нестандартными», что законодательство их просто не учитывало, признал Дмитрий Григоренко. Его выступление сводилось к тому, что законом о платформенной экономике государство не только закрыло пробелы в законодательстве, но и защитило себя: «‎К кому пойдет продавец, покупатель, маркетплейс, если его обманули? К государству».

Министр экономического развития Максим Решетников добавил, что Минэк, который является сторонником позиции «что можно не регулировать, не регулируй», в этом вопросе сам стал инициатором контроля за деятельностью онлайн-площадок. Он пояснил, что есть и побочная сторона бурного роста платформ — склонность к монополизму.

Его поддержал замглавы администрации президента Максим Орешкин, напомнив о спорах по поводу повышения комиссий маркетплейсов для продавцов: если платформы будут игнорировать требования ФАС, то и другим госструктурам «придется реагировать на монопольное поведение, которое открывает большое пространство для регулирования».

На сессии также обсуждали меморандум о добросовстных практиках, который уже после ее окончания подписали топ-менеджеры трех платформ: глава объединенной компании Wildberries & Russ Татьяны Ким, советник Ozon Александр Шульгин и управляющий директор «‎Авито» Влад Федулов.

Идею подписания меморандума о добросовестных практиках «‎продвинула» администрация президента, напомнил Максим Решетников. Действительно, еще в сентябре 2025 г. на Восточном экономическом форуме замначальника экспертного управления президента Александр Вилинов указывал на необходимость принятия отдельного негосударственного документа, который «позволил бы ‎снять многие вопросы и критику» в адрес цифровых платформ.

Меморандум и закон о платформенной экономике будут «‎прекрасно уживаться» друг с другом, заверил Дмитрий Григоренко. «‎Через меморандум можно доделывать какие-то вещи, а потом, если они действительно необходимы и проверены временем — просто в закон вставляешь, и все довольны и счастливы», — сказал вице-премьер. Татьяна Ким добавила, что меморандум — это намерение платформ подчеркнуть, что они «идут в заданном государством направлении».

Меморандум — попытка четче прописать обязанности, которые берут на себя платформы, в том числе выходящие за рамки указанного в законе, пояснил «‎Эксперту» в кулуарах форума председатель Ассоциации цифровых платформ Андрей Шаронов. «‎Отношения, которые фиксируются в меморандуме, еще не полностью сложились и не стали обыденной практикой для всех игроков платформенной экономики, но лидеры их придерживаются и хотят это декларировать», — объяснил он.

Собеседник добавил, что ещё одна задача меморандума — побудить платформы к исполнению обязательств друг перед другом, чтобы не допустить избыточного регулирования со стороны государства. Следить за выполнением норм меморандума будет Ассоциация цифровых платформ, она же будет вносить предложения об изменении как меморандума, так и закона о платформенной экономике, добавил Андрей Шаронов.

Татьяна Ким после сессии заявила журналистам, что «другие цифровые платформы, видимо, еще не готовы к такому ответственному шагу». В свою очередь, Андрей Шаронов рассказал «‎Эксперту», что «‎Яндекс» и «‎Мегамаркет» (принадлежит Сберу) не присоединились к документу, поскольку их не устраивают некоторые из его положений. Какие именно, он не уточнил.

В июле 2025 г. РБК сообщал о том, что представители физической розницы и участники рынка интернет-торговли обратились к Максиму Орешкину, а также к премьер-министру Михаилу Мишустину, председателю Госдумы Вячеславу Володину и спикеру Совета Федерации Валентине Матвиенко. Среди прочего они попросили ограничить общий объем средств, который платформы могут инвестировать в скидки в течение года, — не более 10% общего оборота товаров площадки за предшествующий календарный год. Среди подписантов помимо оффлайн-розницы оказались «‎Яндекс Маркет» и «‎Купер» (ранее «‎СберМаркет»). Источник РБК пояснял, что им трудно выдерживать ценовую конкуренцию с крупнейшими маркетплейсами — Wildberries и Ozon. Собеседник «Эксперта», близкий к «Яндексу», подтвердил что ограничение скидок, которое не вошло в меморандум, стало одной из причин его неподписания.

По оценке Ассоциации цифровых платформ, в 2024 г. оборот крупнейших игроков отрасли составил 12 трлн руб. (рост вдвое к 2023 г.), а число сделок достигло 10 млрд в год. Ранее «‎Эксперт» писал, что оборот цифровых платформ в России по итогам 2024 г. вырос до 5,5% ВВП против 1,9% — в 2021 г.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Как платформенная экономика меняет систему закупок
Экономика, 10 сен 08:00
Крупнейшие онлайн-площадки стали инструментами достижения наццелей
Экономика, 3 сен 17:56
Как государство и агрегаторы на ВЭФ искали общие интересы
Экономика, 18 авг 12:00
Как платформа «Мой экспорт» укрепляет позиции экспортеров
Свежие материалы
К столетию Майи Плисецкой
Мировые звезды балета представят балетный спектакль «Майя. Сюита любви»
Золото потеснило микрозаймы
Ломбарды оказались в топе рейтинга бизнес-климата впервые за 10 лет
Пар весь вышел
Как можно реализовать идею запрета вейпов в России