Интервью

Доходам бюджета ищут обоснование

Счетная палата предупредила о рисках недобора в казну более 270 млрд рублей

Доходам бюджета ищут обоснование
Фото: Кирилл Каллиников/РИА Новости
Счетная палата в своем заключении на проект федерального бюджета на ближайшие три года назвала риски, которые могут возникнуть в его доходной части. Высший орган государственного финансового контроля также считает, что, возможно, не будет достигнут таргет по инфляции в 4%, которого упорно добивается Банк России. Документ представил 13 октября в Госдуме председатель Счетной палаты Борис Ковальчук. К каким еще выводам пришло ведомство — в материале «Эксперта».

Не все доходы одинаково достижимы

Бюджет может недополучить в будущем году 118,1 млрд руб., еще 72,8 млрд руб. — в 2027 г. и 81,4 млрд руб. — в 2028 г., следует из заключения аудиторов (есть у «Эксперта»). В нем поясняется, что собираемость налога на прибыль, которая в бюджете заложена на уровне 98,5%, «‎представляется завышенной». Аудиторы обратили внимание на динамику прошлых лет: так, в 2023 г. федеральный бюджет получил только 88,5% от ожидаемых сборов этого налога, в 2024 г. — 97,5%. Таким образом, если собираемость налога на прибыль останется на уровне 2024 г., то в 2026 г. госказна недополучит 22,5 млрд руб., в 2027 г. — 25 млрд руб., в 2028 г. — 26,6 млрд руб.

На аналогичные риски Счетная палата указывает при анализе поступлений в казну от НДС и НДФЛ, впрочем, не приводя конкретных цифр. При этом из проекта бюджета на 2026–2028 гг., недавно внесенного в Госдуму, следует, что Минфин ожидает такой же уровень собираемости НДС в 2026 г., как в 2024-м, то есть 97,1%.

Бюджет может недосчитаться части доходов из-за снижения нефтяных котировок, следует из заключения Счетной палаты. Аудиторы указывают на то, что с 2007 г. стоимость российской нефти Urals сближается с ее среднегодовой базовой стоимостью, заложенной в бюджет. Если в 2016 г. базовая цена, определенная в рамках бюджетного правила, равнялась $40 за баррель, а среднее значение российской Urals с 2007 по 2016 гг. составляло $82/барр., то сейчас уровень базовой цены и фактическая стоимость этого сорта нефти практически не отличаются, отмечается в заключении ведомства. Реальная цена, по их данным, лишь на несколько долларов превышает уровень, заложенный в бюджет. Таким образом, даже незначительное снижение стоимости бочки Urals будет означать недобор доходов от продажи нефти.

Как работает бюджетное правило


Бюджетное правило применяется в России с 2004 г. В конце 2022 г. Минфин принял обновленное правило — механизм, который определяет, как и куда правительство должно распределять нефтегазовые доходы. Главная задача механизма — сгладить влияние сырьевых цен на казну и обеспечить ее устойчивость. В основе действующей конструкции правила лежит «цена отсечения» нефти: сумма от продажи до отсечки поступает в бюджет, а сумма сверх нее — в специальный резервный фонд (в России — ФНБ). Сейчас отсечка установлена на уровне $60 за баррель. Если цена нефти падает ниже этого уровня, государство использует накопленные в ФНБ средства для покрытия бюджетного дефицита. Законопроект о бюджете на 2026–2028 гг. предусматривает, что под базовой ценой на нефть понимается среднегодовая цена барреля в $59 — в 2026 г., $58 — в 2027 г., $57 — в 2028 г., $56 — в 2029 г., $55 — в 2030 г.

Динамика поступлений от вывозной таможенной пошлины на природный газ также вызывает беспокойство Счетной палаты. По ее оценке, в 2026 г. бюджет может недополучить ее в размере 23,1 млрд руб., в 2027 г. — 22 млрд руб., в 2028 г. — 22,7 млрд руб. Чем обусловлены эти риски, в заключении не поясняется.

Счетная палата также указывает на риск снижения таможенных сборов, связывая его в основном с повышением утильсбора: с 1 ноября 2025 г. должна вступить в силу новая методика расчета сбора, из-за чего стоимость импортных автомобилей может вырасти на 25–50% в зависимости от характеристик (возраста, мощности и объема двигателя). Аудиторы также отметили, что прогнозы ФТС по ввозу машин физлицами ниже тех, что заложены в бюджет. Исходя из этого, Счетная палата ожидает, что казна в следующие 3 года может недосчитаться таможенных сборов на 55,4 млрд руб.

Кроме того, Счетная палата поставила под сомнение достижение и удержание таргета по инфляции на уровне 4%, на который ориентируется ЦБ при определении денежно-кредитной политики (ДКП). В заключении ведомство указывает на ускорение оборота розницы в 2027–2028 гг., заложенное в проект бюджета. Аудиторы полагают, что это не только помешает ЦБ зафиксировать инфляцию на желаемом уровне, но и приведет к очередному повышению ключевой ставки. Снижению инфляции до целевого уровня также может помешать подорожание жилищно-коммунальных услуг суммарно за 3 года на 25,6%.

Как обсуждали бюджет

Среди ключевых рисков для бюджета председатель Счетной палаты Борис Ковальчук, выступая на комитете Госдумы по бюджету и налогам 13 октября, назвал жесткую ДКП и замедление мировой экономики. Об этом же заявил и министр экономического развития Максим Решетников. По его словам, главный риск для достижения прогноза на будущею трехлетку — траектория смягчения ключевой ставки. Однако этот фактор, как отметил Максим Решетников, Минэк учел в консервативной версии макропрогноза. Министр финансов Антон Силуанов в ходе обсуждения проекта бюджета в Госдуме напомнил, что следствием высоких ставок стал высокий бюджетный импульс в предыдущие годы.

На заседании комитета глава Минфина, отвечая на вопросы депутатов, подчеркнул, что дефицит бюджета находится на «‎безопасном» уровне (1,6% ВВП в 2026 г. — «‎Эксперт»), а политику ведомства по управлению госдолгом назвал «‎успешной», уточнив, что заимствования по плавающим ставкам составляют чуть более 40% от общего уровня госдолга.

Объясняя выбор между повышением НДС с 20% до 22% и существенным наращиванием заимствований, Антон Силуанов подчеркнул, что госдолг «достаточно дорогой» (о повышении НДС и других налогов «Эксперт» подробно рассказывал 24 сентября). Налоговые изменения, по словам главы Минфина, позволят не только сбалансировать бюджет, но и снизить бюджетный импульс. Отдельно министр остановился на вопросе снижения лимита доходов для предприятий на упрощенной системе налогообложения (УСН), который позволяет им не платит НДС, — с нынешних 60 млн до 10 млн руб. в год. Антон Силуанов заверил, что 85% предприятий это изменение не коснется. Те индивидуальные предприниматели и юрлица, кого затронет эта налоговая мера, могут заключать контракты с крупными предприятиями и за счет этого претендовать на возврат НДС, добавил он.

Антон Силуанов также заверил, что у Минфина нет планов вводить налог на прибыль банков. Кредитным организациям необходим капитал для создания резервов в условиях высоких ставок в экономике, пояснил он. Идею повышения налога на роскошь (дорогие авто и недвижимость) министр тоже не поддержал. Минфин, как отметил Антон Силуанов, сосредоточился на повышении сборов за счет косвенных налогов и сокращения теневого сектора.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Экономика, 17 ноя 15:45
В него добавили множество социальных инициатив, а налоговые новации смягчили
Экономика, 30 окт 16:15
Как используются средства бюджета на ремонт и строительство автодорог
Экономика, 14 окт 22:31
Крах ИИ и криптовалют ударит по мировой экономике сильнее пошлин
Экономика, 9 окт 08:00
Минфин ожидает до 2030 года заметного роста доходов от управления средствами фонда
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр