За последние пару лет слово «наставничество» стало все чаще звучать в самых разных сферах нашей жизни. Этому явлению уделяется особое внимание и на федеральном уровне — как мы помним, 2023 год был объявлен Владимиром Путиным Годом педагога и наставника.
Независимо от контекста, мы понимаем, что наставник должен быть профессионалом, обладать богатым опытом в той или иной отрасли, а также рядом компетенций для передачи своих знаний «ученикам». Но почему наставничество стало так активно развиваться в России на самых разных уровнях, и что оно дает всем участникам этой модели отношений?
Для того чтобы детально разобраться в этом процессе, «Эксперт Юг» начинает серию публикаций о наставничестве. В нашем первом материале пойдет речь о наставничестве в предпринимательстве. Участники нашего анкетирования — бизнесмены и предприниматели, менторы, представители Сколково и ВШЭ — рассказали о своем опыте, поделились наблюдениями и исследованиями по этой теме. Кто-то из них выступает в роли наставника, кто-то обращался к ним за помощью, а кто-то это явление изучал.
Драйвер развития предпринимательства?
Наставничество давно вышло за границы образовательных учреждений и предприятий. Сегодня мы чаще слышим о менторах для предпринимателей. К тому же, все больше ярких представителей бизнеса заявляют о своем желании стать наставниками. Они формируют профессиональные сообщества, разрабатывают индивидуальные программы для своих подопечных, проводят разбор ошибок и даже выступаю в качестве психологов. Эксперты уверены: запрос на наставников сегодня высокий, и с каждым годом он будет только расти.
«В нашей программе постоянно поступают запросы с рынка о возможности участвовать в качестве менторов для развивающихся проектов, — комментирует Дарья Приц, директор „Стартап Академии“ Школы управления Сколково. — Запросы от этих людей сильно разнятся: кто-то хочет поддерживать женское предпринимательство, кто-то является специалистом и практиком в узкой сфере (например, в финансах или интеллектуальной собственности) и готов делиться опытом, кто-то хочет делиться своей историей успеха или даже неудач. Помимо этого, мы видим на рынке наставников из сферы психологии, коучинга — мы в программе с ними не работаем, но точно видим растущий спрос на такого рода коммуникацию. Отдельный спрос есть на трекеров».
Гендиректор производственной компании «Сад Радости», бизнес-наставник Ольга Ермаченко считает, что наставничество стало одним из драйверов развития предпринимательства и бизнеса в России сегодня. По словам эксперта, наставничество позволяет передать «живой» опыт, который невозможно получить на каких-либо образовательных курсах.
«С одной стороны, у меня есть наставники — предприниматели с гораздо большими бизнесами, у которых я перенимаю опыт. С другой стороны, я являюсь наставником для предпринимателей из малого и микробизнеса, — отмечает в беседе с „Экспертом Юг“ гендиректор компании. — Эта передача опыта позволяет предпринимателям развиваться и увеличивать масштабы своего бизнеса, внедрять какие-либо новые практические инструменты».
Руководитель компании по производству систем по борьбе с БПЛА и приборов ночного видения Cornette Group Егор Оболенский видит эту ситуацию несколько иначе. По мнению эксперта, если в западных странах менторство, скорее, стало драйвером развития бизнеса, в России это пока выглядит не так однозначно.
«На сегодняшний день еще рано называть наставничество драйвером. У нас слишком плохо развит институт менторства, несмотря на то, что многие (например, Центр „Мой бизнес“, корпорация МСП, Фонд „АГАТ“ и др.) предлагают соответствующие программы начинающим бизнесменам. Возможно, это и хорошие программы, но в большинстве своем такие услуги сегодня — низкого качества. В итоге на „неоформленных желаниях“ людей очень легко зарабатывают недобросовестные „наставники“», — пояснил предприниматель.
Несмотря на повышенный интерес к наставничеству в настоящее время, респонденты предполагают, что настоящий бум в этой сфере ждет Россию впереди.
«Бизнес и предпринимательство еще только начинают понимать и использовать ресурс наставничества, в ближайшие 5–10 лет эта тенденция продолжит набирать обороты. Мы еще не использовали и 10% потенциала наставничества для развития нашего бизнеса, так что главный рост предпринимательства у нас еще впереди», — считает эксперт по масштабированию бизнеса и трансформации организации Ольга Фатеева.
Генеральный директор ООО Центр деловых компетенций «Эксперт», консультант-эксперт по организационному развитию Андрей Барабицкий подчеркивает, что наставничество, как автономный вид деятельности, не является главным драйвером развития для бизнеса, но является важным элементом бизнес-акселерации. «Бизнес-акселерация для действующего бизнеса — одна из наиболее эффективных и популярных в мире мер поддержки и стимулирования роста малых и средних компаний», — уверен эксперт.
Генеральный директор ростовской компании «ТД «Спектр-Пак», бизнес-ментор Юлия Васильцова добавляет, что наставничество может играть важную роль в развитии бизнеса, но оно лишь один из многих элементов, влияющих на успех предпринимательства.
Пандемия, трансформация экономики и цифровые технологии
И, хотя сегодня наставничество зачастую воспринимается как новая форма отношений, эта практика дошла до нас из древних времен. К примеру, в античной литературе повествуется о наставниках для молодых воинов: в «Одиссее» Гомера впервые звучит имя Ментор, ставшее позднее нарицательным. Наставники существовали и в Древней Руси. При этом необязательно погружаться в историю настолько глубоко. Достаточно вспомнить о существовании системы наставничества на фабриках и заводах в СССР. К слову, эту методику сейчас охотно возрождают на производствах.
«Бизнес и предпринимательство еще только начинают понимать и использовать ресурс наставничества, в ближайшие 5–10 лет эта тенденция продолжит набирать обороты. Мы еще не использовали и 10% потенциала наставничества для развития нашего бизнеса»
Да и о наставничестве в предпринимательстве заговорили гораздо раньше, чем принято считать сегодня. На развитие этого направления повлияло создание инфраструктуры поддержки бизнеса и сетей кооперации предпринимателей — различные программы поддержки МСП, считают собеседники «Эксперта Юг».
«Первый международный форум „Наставничество и предпринимательство“ был проведен в России уже в 2014 году, а затем интерес к этой теме только расширялся, — напоминает Егор Оболенский. — Важным фактором стало и то, что в нашей стране начало развиваться корпоративное обучение. И, наконец, свою роль сыграла пандемия. Люди привыкли к дистанционному формату работы и обучения, связи стали налаживаться легче, быстрее».
По мнению Юлии Васильцовой, наставничество стало активно развиваться в последние годы, поскольку все больше людей осознали ценность этой формы деловых отношений как способа передачи знаний и опыта. Еще одной причиной бизнес-ментор считает рост предпринимательской активности: увеличение числа предпринимателей и стартапов требует большего внимания к обучению и развитию нового поколения бизнесменов.
«Не стоит также забывать про технологические инновации: с развитием цифровых технологий и приложений появляются новые возможности для наставничества в онлайн-формате, — рассуждает эксперт. — Кроме того, вузы и бизнес-школы все чаще включают наставничество в свои образовательные программы как важный элемент развития студентов».
Андрей Барабицкий к причинам растущей популярности наставничества относит резко ускорившуюся трансформацию экономики практически во всех отраслях и новые быстро меняющиеся условия конкуренции.
«Сюда стоит добавить появление новых рынков и возможностей для быстрого роста и развития компаний, дефицит предпринимательских и управленческих компетенций у владельцев и руководителей компаний, развивающих свой бизнес на новых направлениях», — перечисляет собеседник.
Победить «болезни роста»
Согласно опросу бизнес-клуба «Атланты», — в анкетировании принимали участие 1289 предпринимателей из российских городов-миллионников — большинство владельцев компаний (69%) видит результат после работы с менторами. В числе самых популярных запросов к наставникам — решение конфликтов с деловыми партнерами (20%), настройка бизнес-процессов (19%) и поиск зон роста компании (18%).
На опыт ментора в бизнесе и рентабельность его компании обращают внимание 23% опрошенных. Также респонденты выделяли такие аспекты, как жизненный путь специалиста (18%), его репутацию (15%) и уровень медийности (15%). Стоит добавить, что 40% участников опроса считают поиск высококвалифицированного специалиста-наставника в России довольно сложной задачей.
Заведующий сектором Института менеджмента инноваций Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ, эксперт в сфере технологического предпринимательства и инноваций Александр Степанов отмечает, что помощь наставников очень важна в период, когда бизнес переходит в новое качество, масштабируется. В этот момент многие сталкиваются с так называемыми «болезнями роста», которые становится настоящим барьером для некоторых предпринимателей.
«Наставник, если это состоявшийся бизнесмен, может сделать неоценимую вещь: честно поделиться опытом провалов и неудач, которые обязательно есть в изобилии у любого состоявшегося предпринимателя и топ-менеджера. Истории успеха тиражируются во множестве, но вот их воспроизводимость всегда под большим вопросом. А вот шишки мы набиваем обычно на одних и тех же граблях. И честный неуспешный кейс обычно в десять раз ценнее красивой, блестящей и невоспроизводимой success story», — рассуждает на эту тему преподаватель курсов по управлению инновациями в ВШЭ, МГУ, МФТИ.
Представители бизнеса указывают и на другие преимущества. Так, благодаря наставникам предприниматели могут расширить свои контакты, найти новых клиентов и инвесторов.
«Наставники могут дать ценные советы и поддержку при принятии стратегических решений, помочь избежать ошибок и непредвиденных проблем, — говорит создательница школы наставничества Юлия Васильцова. — Эти люди могут помочь предпринимателям развить лидерские качества, научить эффективно управлять командой и мотивировать сотрудников. Более того, наставники могут стать опорой в стрессовых ситуациях».
«Предпринимателям очень хочется делиться»
Ольга Ермаченко не только генеральный директор компании, но и амбассадор волгоградского центра «Мой бизнес», где ведет программу «Азбука предпринимателей». Ранее бизнес-ментор сотрудничала с Торгово-промышленной палатой региона, где также работала с начинающими предпринимателями.
По словам собеседницы, в ее жизни наступил момент, когда возникло желание делиться опытом. Возможно, на это повлияло наличие педагогического образования, размышляет руководитель компании «Сад Радости». В любом случае бизнес-наставник считает эту практику выгодной для всех сторон.
«Наставничество — это про быстрое перенимание практического опыта, инструментов, которые наставник уже приобрел, а предпринимателю, бизнесмену это только предстоит, поэтому он изучает готовый опыт, чтобы не набивать свои шишки», — подчеркивает Ольга Ермаченко.
Александр Степанов согласен с тем, что многие состоявшиеся предприниматели (да и вообще профессионалы из любой сферы) рано или поздно приходят к желанию делиться опытом и экспертизой. Причины для этого могут быть самые разные: одни выстраивают таким образом нетворкинг, другие видят это как пиар, а третьи просто чувствует необходимость обсуждать свои кейсы — успешные или неуспешные.
«Наставник, если это состоявшийся бизнесмен, может сделать неоценимую вещь: честно поделиться опытом провалов и неудач, которые обязательно есть в изобилии у любого состоявшегося предпринимателя и топ-менеджера»
Ряд опрошенных выводили на первый план монетизацию экспертности, как главный стимул в работе менторов. При этом в деловой среде даже формируется своего рода «портрет» современного бизнес-наставника.
«Я лично вижу цикл предпринимателей и профессионалов, которые достигли определенных успехов и показателей в своей сфере и дальше им становится интересна передача опыта. Им попросту очень хочется делиться. В зависимости от сферы, это происходит лет в 36–42. И этот пласт растет: таких людей становится больше, поэтому и сам феномен наставничества растет», — комментирует Дарья Приц.
Но каким бы грамотным профессионалом не был наставник, он не сможет стать феей-крестной для предпринимателя, если тот не будет прикладывать усилия со своей стороны. Только в случае правильно сформированных запросов и четко выстроенной совместной работы предпринимателю удастся решить проблемы и добиться успеха.