Размер ключевой ставки Банка России является основным бенчмарком (эталоном) для доходностей ОФЗ. Это логично, ведь по определению ключевая ставка — это процент, под который центральный банк страны выдает кредиты коммерческим банкам и принимает от них деньги на депозиты. Фактически, ключевая ставка — это стоимость денег в экономике.
Обычно доходность ОФЗ очень близка к размеру ставки и отклоняется от нее в зависимости от ожиданий рынка.
Например, если большинство участников торгов прогнозируют, что в ближайшее время ЦБ поднимет ставку, а через полгода-год начнет ее сильно снижать, и что доходность ближних выпусков госбумаг может быть чуть выше бенчмарка, а более длинных, с погашением через 3 и более лет, — ниже.
Сейчас же на облигационном рынке наблюдается абсолютная аномалия — абсолютно большая часть выпусков обязательств Минфина торгуется под доходность менее 12% годовых при том, что величина ключевой ставки составляет 15% годовых.
Спред между ними составляет огромные для облигационного рынка более 3 процентных пунктов. Даже трейдеры с большим стажем не помнят, когда последний раз была такая «раздвижка».
Более того, большинство финансовых аналитиков ждет, что 15 декабря ЦБ повысит ставку на 1 п.п. до 16% годовых. Эти прогнозы имеют основания.
Так, в середине ноября зампред Банка России Ольга Полякова заявила: «На последних заседаниях мы поднимали ключевую ставку очень ощутимыми шагами и за прошедший период подняли ее на 7,5 п.п. — до 15% годовых. При необходимости мы будем готовы сделать это вновь, если не увидим признаков устойчивого замедления инфляции и охлаждения инфляционных ожиданий» (цитата по ТАСС).
Пока никаких признаков замедления темпов роста цен не наблюдается, а в целом, по данным Росстата, с начала года по 13 ноября инфляция составила 6,1%. Сам Банк России отмечает ускорение годовой инфляции в октябре, а инфляционные ожидания россиян в ноябре достигли 12,2%.
Однако рынок облигаций все негативные для себя новости напрочь игнорирует, цены бондов Минфина растут с локальными коррекциями с 31 октября.
«Доходность долгосрочных ОФЗ зависит не столько от текущей ключевой ставки, сколько от ожиданий по долгосрочной инфляции и долгосрочной ключевой ставке. Поэтому, текущий спред между доходностями среднесрочных и долгосрочных ОФЗ и ключевой ставкой обусловлен ожиданиями того, что текущий уровень ставок — временный, а в долгосрочный перспективе уровень ставок и инфляции будет ниже текущих», — прокомментировал «Эксперту» ситуацию старший аналитик УК «Первая» Владислав Данилов.
Большинство коллег Данилова прогнозирует, что Банк России начнет снижать ключевую ставку уже в первом квартале следующего года.
«Доходность же краткосрочных ОФЗ в большей степени зависит от текущей ключевой ставки и ее краткосрочной траектории. Поэтому, справедливая доходность краткосрочных ОФЗ должна быть ближе к ключевой ставке, чем текущие значения», — говорит Данилов.
Причину «несоответствия» стоит искать в балансе спроса и предложения, который и определяет цену любого биржевого актива.
Главным игроком долгового рынка можно назвать Министерство финансов РФ, которое практически каждую среду организует аукционы по размещению новых бумаг. Облигационные трейдеры говорят, что в последние месяцы Минфин проводит очень спокойную политику, не предлагая рынку большие премии по новым выпускам. Это, кстати, очень хороший знак, говорящий о том, что у финансового ведомства нет проблем с наполнением бюджета, и оно не намерено привлекать средства любыми способами.
При этом, говорит Данилов, Минфин не размещает краткосрочные ОФЗ, а активность корпоративных эмитентов на данном участке — пониженная.
«Основным источником ликвидности при их объемах являются аукционы Минфина. Чем сдержанней будет предложение первичных ОФЗ, тем дольше может длиться расхождение ключевой ставки и доходности госбумаг», — пишет в своем обзоре Игорь Галактионов из БКС.
Но спрос на инструменты для размещения свободных средств остается высоким из-за постоянного роста денежной массы, причем очень быстрыми темпами. По данным Банка России, значение показателя на конец октября 2023 г. составило 90,6 трлн. руб., а годовой темп прироста равнялся 19,8%.
Из-за санкций мировые валютные инструменты отечественным консервативным инвесторам недоступны, а других активов, кроме высоконадежных рублевых облигаций, просто нет. Таким образом, ОФЗ можно продать, но что делать с деньгами? Ставки по банковским депозитам для юридических лиц обычно меньше, чем для физических, а государство не гарантирует возврат средств «юрикам» в случае проблем у банка.
Галактионов также не исключает, что сложившийся сейчас спред связан «не столько с инвестиционной активностью, сколько с нормативами банков, для поддержания которых кредитные организации предъявляют повышенный спрос на госбумаги».
С большой вероятностью можно предположить, что цены средне- и долгосрочных ОФЗ уже достигли «дна» или очень близки к нему. В таких условиях долговые обязательства со сроком погашения более трех лет стоит покупать, в том числе на Индивидуальные инвестиционные счета (ИИС).
С краткосрочными бумагами не все однозначно. Если прогнозы аналитиков оправдаются, то возможна кратковременная просадка цен этих активов. Но, скорее всего, она будет быстро выкуплена из-за отсутствия предложения новых краткосрочных бондов.
При этом у некрупных частных инвесторов есть альтернатива вложениям в облигации с близким сроком погашения — это банковские депозиты, по некоторым их которых предлагается ставка в 15% годовых.