«К 2030 году доля дружественных стран в товарообороте может преодолеть планку в 90%» — заявил премьер-министр Михаил Мишустин, выступая 12 декабря на сессии «Стратегия внешнеэкономической деятельности». Таким образом, «роль тех, кто сейчас пытается сдержать Россию, сократится до минимума», цитирует главу правительства ТАСС.
По словам премьера, доля дружественных государств во внешнем товарообороте России за 12 месяцев увеличилась с 56% до 80%. «Вопреки санкционному давлению идет серьезное укрепление сотрудничества с теми, кто настроен конструктивно. Прежде всего с партнерами по Евразийскому экономическому союзу, СНГ и ШОС, со странами БРИКС, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки, Латинской Америки», — сказал он.
На первый взгляд, это говорит о том, что власти прогнозируют дальнейшую длительную изоляцию России от Запада и западных товаров. Но это не совсем так. Продукция «недружественных стран» продолжает поступать на российский рынок окольными путями. Этот процесс, называемый «параллельным импортом», нарастает.
Одним из примеров успешного параллельного импорта стали поставки виски. По данным РБК, который ссылается на Центр исследования федерального и регионального рынков алкоголя, в этом году объем импорта виски превысил уровень 2021 г. За десять месяцев в Россию поставлено 30,5 млн л западного виски, в то время как за аналогичный период 2021 года этот показатель равнялся 30,1 млн л. За январь-октябрь импорт виски в Россию был в 2,3 раза меньше, чем в нынешнем году.
Еще один пример — поставки автомобилей Honda с китайского завода компании. С 9 августа Япония запретила поставку в Россию автомобилей с объемом двигателя более 1,9 л. Это электромобили, гибриды, вэны и грузопассажирские автомобили. Однако китайские Honda продают машины с объемом двигателя 3,5 л и дают на них официальную гарантию.
Более «кривыми» путями возвращаются в Россию другие зарубежные компании. Французская косметика L’Occitane переименовалась в «Л’Окситан». Zara продала российские торговые точки ливанской группе Daher, а последняя открыла их под брендом Maag, оставив неизменным ассортимент. Турецкий FLO Retailing выкупил российскую часть Reebok и продает товары под «родным» и общеизвестным брендом. Levi Strauss в России работает под маркой «Джинс’а».
Откуда поставляются все эти товары и комплектующие? Конечно же, через «дружественные юрисдикции» и с согласия правообладателей. Но пока процесс только набирает силу, а вместе с ним мы получаем и «дружественные», необычные для российского покупателя, товары.
Отечественные интернет-магазины все чаще стали предлагать экзотические продукты. Например, тайские жареные сверчки продаются по 208 руб. за упаковку весом в 30 г. Живых пальмовых личинок из Китая через Вьетнам можно купить по 8 тыс. за килограмм, а таких же, но жареных и в упаковке — вдвое дешевле.
Для материально обеспеченных гурманов есть «питон замороженный в вакууме» по 14,7 тыс. руб. за килограмм. Филе мяса крокодила дешевле — «всего» 12,6 тыс. руб. Запить это сомнительное лакомство можно поллитровкой настойки на кобре и черном скорпионе с добавлением яда кобры, женьшеня и ягод годжи за 3,5 тыс. руб.
Тем, кто не любит крепкие напитки, под пиво предлагают сушеные волокна акульих плавников по 120 тыс. руб. за кг. Для сравнения, более привычная нам вобла продается за 1,1–1,3 тыс. руб. за кг.
Таким образом, для нескольких процентов населения России ситуация принципиально не изменилась — они по-прежнему могут покупать практически все, хотя это «все» и стало дороже. Остальным же остается надеяться, что рост оборота торговли с дружественными странами позволит насытить внутренний рынок более качественными товарами и сбить аппетиты отечественных производителей, а заодно стимулировать их к выпуску качественной продукции.