Переходный период
Креативная индустрия в классическом понимании — это все сферы экономики, где продукция — результат интеллектуального труда. От съемки сериалов до разработки программного обеспечения — это все креативные индустрии. За последние три года они претерпели серьезную трансформацию, считает научный руководитель Института национальных проектов, декан экономического факультета МГУ Александр Аузан.
В 2020 году началась пандемия COVID-19, которая значительно ускорила процесс цифровизации. В последние два года активное развивались технологии искусственного интеллекта, который по сути заново поставил вопрос, какие индустрии выживут. Еще один шок — санкционные ограничения, которые значительно изменили структуру экономики в целом и креативных индустрий в частности.
Экспорт продукции креативной экономики за первое полугодие 2023 г. снизился по сравнению с первым полугодием 2022 г. на 53%, рассказал научный сотрудник экономического факультета МГУ Виктор Брызгалин, выступая на пресс-конференции «Перспективные направления развития креативной экономики России в среднесрочном периоде». Драйверы сокращения — прекращение закупок иностранными вещателями российской кино- и телепродукции, а также переход IT-разработчиков в нероссийские юрисдикции.
Более оптимистичен глава Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев. «Эти проценты не означают, что креативная экономика сползла вниз. Это означает, что права перетекли в глобальный рынок каким-то другим способом. Российское креативное сообщество смогло адаптироваться, оно в мире присутствует», — заявил Сергей Матвеев.
Александр Аузан напомнил о том, что российский сериал «Лучше, чем люди», вышедший в 2018 г., вошел в первую тысячу наиболее просматриваемых проектов на Netflix по итогам первого полугодия 2023 г., опередив последние сезоны «Черного зеркала», «Сексуального просвещения» и «Академии Амбрелла».
Объективно, один пример — пусть и такой показательный — не означает серьезного присутствия нашей креативной экономики за рубежом. Зато внутри страны у нее есть много путей развития.
Цели и средства
По результатам исследования, которое провели Федерация креативных индустрий и Институт национальных проектов, в России набирают обороты шесть ключевых трендов в креативной экономике.
Первый — усиление интереса к национальным и локальным продуктам креативной экономики России.
Второй тренд — снижение барьеров входа в креативную индустрию. Люди стремятся в нее, однако у большинства не хватает бэкграунда для ведения креативной деятельности, считает Виктор Брызгалин. «У них нет профильного образования. И многие эксперты говорят даже о таком явлении, как депрофессионализация креативной индустрии», — поясняет эксперт.
Из этого вытекает и третий тренд, который заключается в замещении части функции специалистов в креативной экономике искусственным интеллектом. «Действительно, специализированные элементы работы в креативных индустрии, которые раньше требовали значительного образования и долгой подготовки, сейчас постепенно замещаются искусственным интеллектом, и в ближайшие годы некоторые виды деятельности, такие как монтаж, создание элементов видео, создание дизайна сможет делать и искусственный интеллект, в том числе и сочинять музыку», — рассказал Виктор Брызгалин.
Четвертый тренд связан с замедлением роста спроса на продукцию креативных индустрий внутри страны. Эксперт подчеркивает, что уже появляются риски стагнации.
Пятый — рост популярности нецифровых креативных продуктов при росте цифровизации экономики в целом. «Пандемийный 2020 год показал активный переход в цифру многих отраслей, однако сейчас формируется контртренд, связанный с усталостью от избыточной цифровизации. Фактически это означает, что ценность обычных аналоговых физических продуктов будет повышаться в ближайшие годы», — добавляет Виктор Брызгалин.
Шестой тренд Федерация креативных индустрий и Институт национальных проектов видят в симбиозе малого бизнеса и цифровых платформ. С одной стороны, все больше бизнеса проходит через цифровые платформы, с другой — платформам он нужен для снижения монополизации в секторе креативных индустрий.
Виктор Брызгалин делает три ключевых вывода, основанных на этом исследовании. Во-первых, мировые и российские тренды в креативной экономике начинают расходиться. Во-вторых, главной проблемой в креативной индустрии ближайшие 5–10 лет будет нехватка кадров. В-третьих, России необходима собственная стратегия развития креативной экономики.
Разрабатывая стратегию, считает Александр Аузан, необходимо сместить фокус в образовании на развитие творческой составляющей. Особенно в условиях доминирования ИИ. «Что остается естественному интеллекту? Правое полушарие. Интуиция. На мой взгляд, это означает, что образование надо резко перестраивать на развитие правополушарной функции, потому что сейчас мы готовим людей к алгоритмической деятельности, которую искусственный интеллект, скорее всего, съест», — рассуждает эксперт.