Как подсчитала FinExpertiza на основе данных ФНС, число закрытых компаний в 2023 г. опустилось до рекордно низкого уровня за последние 8 лет. А количество вновь созданных впервые за последние годы практически сравнялось с ликвидированными. Эксперты отметили, что еще в 2019 г. перевес в пользу ликвидированных предприятий составлял 347,5 тыс. В последующие годы эта разница постепенно уменьшалась в связи с тем, что ежегодно количество закрытых юридических лиц сокращалось. Регистрация же новых предприятий понемногу начала расти с 2021 г., хотя пока не восстановилась до предпандемийного значения.
«Основная часть исключенных из госреестра компаний имели признаки фирм-однодневок. Главный этап борьбы с такими фейковыми компаниями позади, поэтому в последние годы закрытия подобных юрлиц идут на убыль. Однодневки сохраняются, однако они перестали быть массовым явлением для большинства отраслей. Еще одна весомая часть предприятий, которые были вычеркнуты из ЕГРЮЛ по решению налоговиков, относится к брошенному бизнесу. В 2023 году число таких фирм сократилось сразу на 40%, то есть намного больше, чем другие категории закрывшихся компаний. Это предприятия, не функционировавшие в течение 12 месяцев, то есть с 2022 года», — приводятся в сообщении компании слова президента FinExpertiza Елены Трубниковой.
Действительно, из 254 тыс. закрывшихся в 2023 г. коммерческих организаций основная часть — 207,5 тыс., или 82% — были исключены из ЕГРЮЛ по решению налоговиков. Среди них 172,6 тыс. (68%) компаний вычеркнули из реестра в связи с наличием недостоверных сведений — это предприятия с признаками фиктивного бизнеса (номинальный директор, массовый адрес регистрации, участие в управлении множеством организаций, подозрительные финансовые показатели и т. д.).
Кроме того, 33,5 тыс. (13,2%) были отмечены как недействующие юридические лица: они в течение 12 месяцев не сдавали налоговую отчетность и не проводили операций по банковским счетам. Такие закрытия юридических лиц в административном порядке грозят собственникам серьезными последствиями в виде штрафов и запрета на регистрацию новых компаний в течение трех лет.
Наконец, 46,5 тыс. компаний (18,3%) были официально ликвидированы по инициативе учредителей, в том числе 6,2 тыс. (2,5%) прошли через процедуру банкротства. Процесс добровольной ликвидации юридического лица предусматривает урегулирование расчетов со всеми контрагентами и государством. К банкротству прибегают, когда у компании недостаточно средств для погашения всех долгов.
По сравнению с 2022 г. закрытия предприятий сократились по всем категориям. Существеннее всего упало количество закрытых недействующих бизнесов — на 40,1%. А количество исключенных из реестра компаний с недостоверными данными, хоть и осталось самой многочисленной категорией, снизилось только на 1,5%. Ликвидаций стало меньше на 5,1% (банкротств в их числе — на 10,1%), хотя с середины года процедура для малого и среднего бизнеса была упрощена.
Статистика указывает на сформировавшийся позитивный тренд в сфере коммерции, заявил «Эксперту» координатор «Деловой России» в Центральном федеральном округе Дмитрий Аббакумов. По его словам, 2023-й был годом, когда экономика, предпринимательство, в первую очередь малое, адаптировалось к новым условиям ведения бизнеса с учетом СВО, закрытых западных рынков, и начала активнее и эффективнее перестраиваться на восточный и ближневосточный рынки.
«Кроме того, в последнее время сильно выросла прозрачность экономики за счет внедрения и повсеместного использования онлайн-касс, безналичных платежей. Это помогает правительству выстраивать реальные эффективные меры поддержки бизнеса, потому что вся картина видна практически в реальном времени. Я считаю, что действующая сегодня в России программа поддержки бизнеса дала результат», — говорит эксперт.